4 суннитские правовые школы

Имам Шафии

Абу Абдалла ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафии. Родился в 150 году луной хиджры. Он появился на свет в день смерти Абу Ханифы. Относительно места рождения среди учёных есть разногласия: одни считают, что это Газа, другие - Аскалан, третьи считают, что родился он в Йемене. Скончался Шафии в Египте в 203 году.

В детском возрасте вместе со своей матерью он переселился в Мекку. В Мекке он пошёл в школу, научился читать Коран, научился также писать и затем присоединился к кочевым племенам в окрестностях Мекки. Там, по некоторым данным, он пробыл более двадцати лет1. В книге же «Му’джам аль Бильдан» указывается, что Шафии пробыл в этом племени более 7 лет, что более является правдоподобным.

За этот период времени Шафии научился арабскому красноречию, но ещё не выказывал особого внимания к фикху. Только к 30 годам он стал заниматься этой наукой. Если признать, что он пробыл среди арабских кочевых племён более 20 лет, то тогда только к 40 годам он обратился к исламскому праву, что выглядит не совсем правдоподобно.

Первым его учителем был Муслим ибн Халид Махзуми известный как Занджи. Сам Занджи известен среди хадисоведов как ненадёжный, многие из исследователей считали его слабым, среди них можно назвать таких как Абу Хатам Насаи, Абу Дауд и другие. («Тахзиб ат Тахзиб» том 1 стр. 128, 130)

Затем Шафии брал уроки у Саида ибн Салима Каддаха, который был известен как последователь марджийя2.  Потом он учился у Суфиана Айнийя, одного из учеников имама Садыка (мир ему!). Суфиан был также основателем мазхаба, который по прошествии времени потерял актуальность и прекратил своё существование, как и многие другие правовые школы.

В Медине Шафии учился у Малика ибн Аннаса и других известных учителей.  Ибн Хаджар приводит, что численность учителей Шафии достигала более 80 человек, но есть всё же большая вероятность того, что это не совсем было так. Рази (один из известных шафиитских учёных) отрицал, что Шафии учился у Мухаммада ибн Хасана Шайбани (мазхаб ханафи), однако, факт остаётся фактом, ведь сам Шафии признал это.

Что касается учеников Шафии, то их число весьма значительно. Среди них большая группа иракцев, египтян, которые после того, как проучились у Шафии, начали распространять его мазхаб. Среди иракцев можно назвать таких учеников Шафи как Халид Ямани Калби, Абу Сури Багдади (также создатель своего мазхаба который по различным причинам не получил большого распространение). Также среди его учеников можно назвать Мухаммада ибн Сабаха За’франи, Хасана ибн Али Карабаси, Ахмада ибн Абд аль Азиза Багдади. Один из учеников Абу Абд ар Рахман Ахмад ибн Мухаммад Ашари имел при правителях хорошее место, что сыграло, пожалуй, не последнюю роль в распространении этого мазхаба в целом. Ахмад ибн Ханбал также был одним из учеников Шафии несмотря на то, что многие ханбалиты считали, что именно Шафии приводит предания от Ахмада ибн Ханбала.  Так, по крайней мере, приводится в книге «Табакат аль ханбалийя».

Наиболее сильно преуспели в распространении этого мазхаба ученики Шафии в Египте. Самый известный из них - Юсуф ибн Якуб Бавайти. Другим наиболее ярким представителем этого мазхаба является Абу Ибрахим Мисри, который, в частности, написал такие книги как «Джамиа Кабир»,  «Джамиа ас Сагир» и другие, сыгравшие немалую роль в распространении  этого мазхаба.

Среди последователей этого мазхаба в Ираке и Египте существуют некоторые разногласия. Некоторые говорят, что Шафии отказался от своих фетв данных им в Ираке, и эти фетвы известны как «старый мазхаб шафии».

Большинство шафиитов в Ираке основываются на этом старом мазхабе, в то время как египтяне следуют его новому мазхабу, который он провозгласил, будучи уже в Египте. Является ли отказ от своих старых воззрений и фетв результатом того, что его старые фетвы были не действительны? Или же его иджтихад был неполноценным и стал совершенным только в Египте? Какие есть основания считать, что его новый мазхаб в Египте является правильным? Если бы жизнь Шафии продолжалась, кто знает, может быть, он отказался бы и от своих последующих «новых» фетв. Как написано в книге «Аль ама» для каждой темы есть два мнения шафиитов, таким образом, в душах самих последователей прибывает сомнение относительного того или иного вопроса. Бизаз пишет: «Шафии в Ираке приступил к написанию книг и критике Мухаммада Шайбани Он стремился показать, что мнение Шафии - слабое и не имеет реальной силы в народе. Многие посчитали его за мут’азилита  и препятствовали ему в Ираке. Однако вскоре Шафии уже не мог выдержать такой пропаганды,  и переселился в Египет. Но в Египте ему не нашлось места» («Манакаб» Базаз том 2 стр.426).

Но через определённое время он представлялся как ученик Малика и защитник его мазхаба, что получило поддержку в Египте, т.к. общественная поддержка была на стороне Малика. Помимо всего необходимо сказать, что Шафии поехал в Египет именно по поручению халифа аббасидов. Там в начале он был принят маликитами, но в скоре он уже критикует мазхаб малики. В частности, Абу Умар пишет: «Саджи в книге «аль Илал» приводит имена тех, кто критиковал Малика, среди них он приводит имена Абд аль Азиз ибн Аби Салами и Абд ар Рахман ибн Зайд, затем он пишет: «Шафии и некоторые из сподвижников Абу Ханифы также критически отзывались о Малике, по причине зависти его положению при правителях»(«Джамиа аль баянил илм ва фазлихи» том 2 стр. 161).

Маликиты сильно обозлились на Шафии, так ибн Хаджар пишет: «Они (маликиты) убили Шафии железным ключом» («Тавалла ат Тасис» стр. 185). Таким образом, Шафии стал жертвой маликитского фанатизма. Но, тем не менее, именно Египет стал страной, где его мазхаб приобрёл наибольшую силу, благодаря его ученикам. Если бы не они, то этот мазхаб, как и многие другие, потерялся бы в истории.

Этот мазхаб также получил своё распространение в Шаме, заменив там мазхаб Уза’и.

Когда Мухаммад ибн Усман Дамишки (шафии) стал судьёй в Шаме, он стал распространять мазхаб шафии, который, таким образом, получил распространение. В период правление Аюбитов правители придерживались шафиитского мазхаба.

Династии, которые стали править в Египте, были шафиитами, что послужило тому, что этот мазхаб стал активно распространяться в этом регионе.

Критические замечания о мазхабе шафии

Как было сказано ранее, касательно каждого из имамов 4 правовых школ существует две линии: переходящая рамки дозволенного в восхвалении предводителя мазхаба или же в принижении его достоинства. Именно поэтому очень сложно вести исследование исторического прошлого этого мазхаба. В частности, последователи Шафии описывают своего предводителя самыми наилучшими качествами правдивости, богобоязненности и преданности религиозным интересам, в свою очередь его противники представляют Шафии и его правовое учение как отошедших от постулатов веры. Враги создали хадисы подобно этому: Ахмад ибн Абдалла Джуибори от Абдаллы ибн Мад’ина от Аннаса от посланника Аллаха: «Среди моей уммы будет некто по имени Мухаммад ибн Идрис вред его религии больше чем вред от сатаны. И среди моей уммы будит Абу Ханифа, который будет светом этой уммы» («Алалиль мас’нуа» Суйюти том 1 стр. 457).  Естественно, что такие предания не являются достоверными: в них ярко выражено недоверие к противникам своих мазхабов.

В противовес таким появлялись другие предания, в частности, от Абд аль Бирра передавали, что: «Мы были около Суфиана ибн Айнийя в Мекке, когда нам сообщили о смерти Шафии, тот сказал: «Умер лучший человек этого времени» («Аль Интика» стр. 70).

Это предание также не может быть достоверным, т.к. на основании точных исторических данных ясно, что Суфиан умер раньше на 6 лет, чем Шафии, а точнее 198 году по лунной хиджре. Помимо всего, известно, что и Айнийя и те, кто передавали это предание, подвергали критике Шафии и его метод в исламском праве. Они в частности называли Шафии то му’тазилитом, то шиитом, его обвиняли в том, что он приводит предание от нечестных и лживых людей. В частности, у Яхьи ибн Му’ина спросили: «Правда ли, что Шафии говорил ложь?». Тот сказал: «Я не люблю его хадисы (т.е. имеется ввиду хадисы приведенные Шафии), что касается его самого, то я не стану говорить о нём». В тоже время мы видим, что Хатиб Багдади приводит: «Яхьи ибн Му’ина считал Шафии надёжным в передаче хадисов

Существуют и другие обвинение врагов Шафии.

Например, меня привлекло обвинение его в приверженности шиизму. В свою очередь не надо забывать, что такое обвинение, особенно в то время, было самым страшным и опасным обвинением. История - свидетельница того, что шиитов подвергали самым страшным пыткам, убивали, закапывали живыми в землю, в свою очередь, ненависть к Али (мир ему!) и его прямым потомкам была делом нормальным и естественным.3

Таким образом, люди поделились на две группы: те, кто, несмотря на все страдания и мучения, остались верны семейству пророка, и те, составляющие подавляющее большинство, которые продали свою религию правителям и вельможам. Его светлость имам Хусейн (мир ему!) говорит: «Люди - рабы этого мира, их религия на их языках, когда их дела обстоят хорошо, они - вокруг религии, когда у них проблемы и испытания, религиозных очень мало». Именно в такое опасное время Шафии открыто сказал о своей любви к семейству посланника Аллаха. Поэтому его и обвинили в шиизме. Конечно, Шафии не были шиитом, т.е. не имел убеждений в том, что необходимо повиноваться во всём Ахл аль Байт посланника Аллаха, но он имел любовь, которая обычно присутствует у всех людей.

Шафии говорит:

« یا ال بیت رسول الله حبکم فرض من الله فی القران انزله
یکفیکم من عظیم الفخر انکم من لم یصل علیکم لا صلاة له  »

О, семейство посланника Аллаха! Любовь к вам обязательна, и  ниспослано (это обязательство) в священном Коране.

Достаточно для вас величия и достоинства в том, что молитва всякого, кто не пошлёт вам приветствие, будет не действительной.

Эти стихи Шафии сочинил, основываясь на аяте священного Корана:

قُل لَّا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْراً إِلَّا الْمَوَدَّةَ فِي الْقُرْبَى

«Скажи, я не прошу у вас за это награды, а только любовь к ближним!» (сура 42:23).

Этот священный аят ясным образом указывает на то, что любовь к семейству посланника Аллаха обязательна всем мусульманам. Другими словами Аллах ниспослал людям свою милость в виде пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха и его роду!), в котором наше спасение и счастье в обоих мирах,  и не просит от нас никаких за это наград и благодарностей Своему пророку, но только любовь к пророческому роду….

Лично для меня это было не совсем понятным, пока мне не пришлось испытать трудностей из за своих убеждений. Шафии явный пример этого: как только он говорит о любви к пророческому роду, его обвиняют в рафидизме. Один из поэтов обвинив Шафии в шиизме сочинил стих в котором говорится: «Шафии умрет,  не зная, кто же его Бог Аллах или Али?» Интересно, что, несмотря на все обвинения, Шафии остался верен своей любви к пророческому роду. В ответ Шафии написал:

یا راکبا قف بالمحصب من منی
واهتف بقاعد خیفها والناهض
سحرا اذفاض الحجیج الی منی
فیضا کملتطم الفرات الفائض
 ان کان رفضا حب ال محمد
فلیشهد الثقلا ن  انی رافضی

Эй, всадник остановись пред теми, кто в мечети стоит или сидит…

Кричи им в период перед ранним рассветом…

О, тот, кто направляется в хадж в надежде получить награды!

В то место, где выполняют божественные обряды.

Кричи всем поклоняющимся единому Творцу.

Кричи тем, кто из Ма’шара направляется в Мину 4,

Кричи: «Если признак рафидита 5 -  любить род пророка!

Беру  в свидетели джиннов и людей,

что я не избавлюсь от подобного порока! 6

Шафи считал тех, кто выступал против его светлости имама Али (мир ему!) неправедными, и это также послужило причиной его обвинения в шиизме. Однако, если проследить внимательно исторические факты, без труда можно понять, что сам Шафии не был шиитом, а его любовь к пророческому роду является тем, что должно присутствовать в сердцах всех мусульман, независимо от их религиозных взглядов. Достаточно сказать, что христианин Джордж Джурдак написал книгу в 5 томах о его светлости имаме Али (мир ему!), в которой он отзывается об Али самым наилучшим образом. Другой писатель, Сулайман Каттани, в настоящее время пишет книгу о её светлости святой Фатиме (мир ей!). Один христианин написал стихотворение в 5 тысяч бейтов, в которых восхваляется его светлость имам Али. Другой - стихотворение в тысячу бейтов о достоинствах имама Али (мир ему!). Однако, это не является свидетельством того, что они приняли шиизм, потому что проявление  любви не достаточна, т.к. настоящая любовь - это повиновение их указам и традициям, любовь – это принимать религию от них (Ахл аль Байт), т.е. и  право, и убеждение.

Как говорит поэт:

Тот,  кто говорит о любви,

тот следует указаниям тех,

кому он выражает эту любовь.


1. Ибн Кассир «аль Бидая ва Нихайя» пишет, что он пробыл в племени Хазиль.

2. Одно из исламских сект отошедшие от традиционного Ислама.

3. Факты, касательно преследований шиитов по политическим мотивам их убийства и заключения в тюрьмы, во множестве записаны в книгах по истории, в частности «Макатиль талибин» автор Абу Фарах Исфахани.

4. Во время хаджа одна из главных обязанностей является посещение и пребывание на Ма’шаре и Мине.

5. Рафидитами называли шиитов, т.к. они с точки зрения большинства оставили путь первых трёх халифов, устремившись по пути Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата и зятя посланника Аллаха.

6. Имеется в виду любовь к пророческому роду.

Back Next