4 суннитские правовые школы

Ахмад ибн Ханбал

Ахмад ибн Ханбал ибн Хилал родился 164 году по лунной хиджре, в городе Багдаде. На сновании сведений мене достоверных, родился он в Мерве. Когда Ахмад был ещё маленьким, он потерял отца, и мать воспитывала его одна.

В 15 летнем возрасте он приступил к изучению исламских наук. Освоив науки по арабской литературе и красноречию, он приступил к наукам по хадисам.

Первым его учителем, более трёх лет, был Хишам ибн Башир Салами. Затем он поехал в Мекку, Куфу, Басру, Йемен, где также изучал исламские науки. Он учился у различных учителей среди них можно назвать Абу Абдалла ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафии. Более всего удивительным является то, что ханбалиты считают Шафии учеником Ахмада ибн Ханбала.

Ахмад имел и множество учеников, среди них можно назвать Ахмада ибн Мухаммада ибн Хани, известного как Асарам. Два сына Ахмада Салих ибн Ахмад ибн Ханбал и Абдалла ибн Ахмад ибн Ханбал приводили предания от своего отца.

Книги Ахмада

В области фикха Ахмад не написал книг, которые были бы основой его мазхаба. Основные его работы были по исламскому праву и юриспруденции, но они не носили значимый характер для всего ханбалитского мазхаба. Его книги такие как «Манасик аль Кабира», «Манасик ас сагира» и небольшие книги о молитве написаны как книги по хадисам с небольшими его комментариями.(Ахмад ибн Ханбал Аби Зухри стр. 198)

Известно, что Ахмад не любил книги, основанные на «раий».1 Однажды он, обращаясь к Усману ибн Саиду, сказал: «Не обращай особого внимания на то, что написано в книгах Аби Убайда, Исхака, Суфиана, Шафии, Малики, но бери и ищи основу….».

Наиболее известная книга Ахмада - это «Муснад», в которую включено было сорок тысяч хадисов,  среди которых более 10 тысяч повторяющиеся хадисы. Ахмад считал свою книгу наиболее достоверной и точной. Если у него спрашивали о каком-либо хадисе, он говорил: «Посмотрите, есть ли этот хадис в «Муснаде», если нет, значит, этот хадис не достоверный». Однако многие из суннитских мухаддисов не признали его «Муснад» как наиболее достоверную книгу.

Проблемы Ахмада ибн Ханбала

Одним из важных периодов в жизни Ахмада можно назвать период, относящийся к разрешению проблемы коранического слова, оно является творением или нет? Это началось с халифа Мамуна. Этот халиф приказал людям признавать то, что Коран является созданным. По его приказу в различных областях его представители экзаменировали учёных, и если кто-либо верил в несозданость Корана,  то он подвергался наказаниям. В послании к своим представителям в различных областях халиф написал: «Для меня как халифа мусульман является обязательным сохранить религию от искажений,  чтобы люди выполняли дела на основании истины. К сожалению, большинство людей являются невежественными, они не знают многих вещей и считают, что Коран и сам Всевышний Аллах одно целое…». Отсюда начались споры и дискуссии относительно того, был ли Коран созданным или нет? Когда настала очередь экзамена Ахмада ибн Ханбала, халиф Мутасим (Харун Рашид уже к этому времени скончался), поклялся, что не будет убивать Ахмада. Халиф сказал, что посадит его в тюрьму, если тот не признает созданость Корана, но Ахмад остался при своём мнении, несмотря на притеснения и наказание. В течение трёх дней Ахмада приводили для диалога в надежде, что тот признает свою ошибку, но тот оставался при своём мнении. Когда халиф потерял всякую надежду на то, чтобы переубедить Ахмада он приказал побить того розгами. Ему было нанесено 38 ударов, потом халиф приказал его отпустить. Это действие халифа может вызывать только удивление, т.к. его оказалось достаточным, чтобы из Ахмада сделать исторического героя, в то время как история является свидетелем того, что было множество людей терпевших намного больше мучений. В чём причина того, что были остановлены пытки над Ахмадом? Может, он изменил решение и принял мнение правителя? Некоторые говорят, что люди собрались вокруг дворца халифа с требованием освободить Ахмада, и тот вынужден был согласиться. Но это мнение противоречит действительности, во-первых, халиф Мутасим был известен как обладатель силы и большой власти, и люди не имели какого-либо влияния на его решение.  Во-вторых, сам Ахмад не имел много сторонников, т.к. в тот период он ещё не был известен настолько, чтобы иметь таких смелых сподвижников, готовых выступить ради него против самого халифа! Если же они в действительности были его сподвижниками, то, как известно, сам Ахмад дал фетву на запрет вступать против халифа. Следовательно, его сподвижники выступили против воли своего учителя, что выглядит не совсем правдоподобно.

Более реальной выглядит версия того, что Ахмад признал решение халифа более правильным и отказался от своих прежних взглядов. Так, Джахиз обращаясь к Ахл Хадис после этих событий пишет: «Этот ваш господин (т.е. Ахмад ибн Ханбал) говорил, что не признаёт такийя2, исключением может  быть, по его мнению, только если это произошло в неисламской стране. Если же признание его что Коран создан, было на основании такийя, в то время как это произошло в исламской стране, значит, он обманывает самого себя! Если же его признание на основе его истинных убеждений, значит вы, о, его последователи, не с ним и он не с вами! Помимо всего над его головой не было меча, и ударов ему не сделали так  много: более 30 не сильных ударов с большими промежутками. Его не пугали в собраниях и не притесняли, ему задавали вопросы, он же отвечал очень грубо,  после чего они более жестко обратились с ним, так что он сразу покаялся в содеянном!»3.

Помимо всего Якуби в «Тарих» также приводит, что, со слов Джахиза, Ахмад признал, что Коран - сотворенный в частности он пишет: «Мутасим испытывал Ахмада ибн Ханбала о сотворёности Корана. Ахмад сказал: «У меня есть знание, но то, о чем вы мне говорите, я не знаю». После чего некоторые из факихов приступили к дискуссии с Ахмадом. Но он не принял их утверждения. Потом ему нанесли несколько ударов розгами, тогда Исхак ибн Ибрахим сказал: «О, повелитель правоверных, разрешите мне вступить снова в дискуссию с Ахмадом?». После этого он сказал:

«Эй, Ахмад! Знания, которые ты имеешь, ниспосланы тебе посредством ангела или ты получил их посредством других?».

Тот сказал: «Я получил их от других!». Исхак ибн Ибрахим снова спросил: «Ты получил их постепенно или всё сразу?»

- Я получил их постепенно!

- Значит, осталось что-то, что ты ещё не выучил?

- Да, конечно, осталось…

- Так это и есть то, чему тебя учит повелитель правоверных, и ты этого не знал.

- Я верю в то, во что верит и повелитель правоверных!

- Касательно созданности Корана?

- Да, касательно созданности Корана.

Тогда его отпустили, и он пошёл к себе домой» («Тарих» Якуби том 2 стр. 472).

Те легенды, которые создали вокруг Ахмада его последователи, не соответствуют действительности, достаточно рассмотреть только историю с его испытанием и его быстрым признанием правоты халифа.

Герои, которые остались в тени исторического прошлого

1. Ахмад ибн Насир Хазаи был убит в 231 году. Он был учеником Мадика ибн Аннаса. Ибн Му’ин и Мухаммад ибн Юсуф приводили от него хадисы. Однажды Васик, аббасидский халиф, спросил у него относительно Корана, тот сказал: «Коран - слово Аллаха не может быть сотворенным!». Под пытками Хазаи не отказался от своих убеждений, в конечном итоге его казнили.

2. Юсуф ибн Яхья Бувайти был учеником Шафии. Его в цепях привезли из Египта в Багдад. В Багдаде его допрашивали и требовали признать, что Коран сотворён, но тот отказался даже под пытками признавать правоту халифа. Он скончался в Багдадской тюрьме.

Помимо этого было большое количество и других людей, здесь же мы не будем приводить все их имена, т.к. это займёт много времени.

Ахмад в период правления Мутавакиля

В то время когда Мутавакиль пришёл к власти,  в отличие от прежних халифов, он начал противоположную политику. Если при Мамуне, Матасиме, Васике почитались мутазилиты, то при Мутавакиле уважение и почёт при правителях получили «Ахл Хадис»4. Таким образом, всякий, кто признавал сотварённость Корана, подвергался гонениям и наказаниям, а те, кто считал, что Коран вечный и неотваренный, был приближен ко двору. Таким образом, положение Ахл Хадис изменилось: они смогли отомстить мутазилитам за свои страдания при халифах до этого.

Ахмад Амин пишет: «Халиф Мутавакиль хотел получить всеобщую поддержку и уважение в народе: он оставил прежние мнение касательно сотварённости Корана, помогая, таким образом, Ахл Хадис» («Зухур аль Ислам» том 4 стр. 8).

Наибольшую выгоду от такой политики халифа мог получить только Ахмад ибн Ханбал, ибо только он единственный, кто спас свою жизнь от опасностей в период гонений на тех, кто признавал несотварённость Корана. «Халиф Мутавакиль приказал своим приближённым приблизить ко двору Ахмада, вознаградив того самыми дорогими подарками и почестями, выплачивая ежемесячно 4 тысячи дерхемов» («Тарих» ибн Касир том 10 стр. 339). Таким образом, звезда Ахмада поднялась на небосклоне исламской истории. Люди по приказу правителей устремились к этому мазхабу толпами, представители власти, высокопоставленные наместники халифа считали за честь иметь у себя в гостях Ахмада ибн Ханбала. В свою очередь, Ахмад не оставался в долгу: он выдавал щедро фетвы угодные халифу, допуская произвол и прикрывая Исламом грязные политические интриги халифа. Фетвы Ахмада непосредственно указывали на обязательность повиновение Мутавакилю. Не стоит удивляться поступкам Ахмада, т.к. он считал, что необходимо повиноваться халифу, как праведному, так и нечестивому, и нет в этом разницы.

В одной из своих работ Ахмад ибн Ханбал пишет: «Повиновение и подчинение обладателю власти, как праведному, так и нечестивому, является обязанностью мусульман. Халифу, который пришёл к власти, и народ признал его, или же халифу ставшему правителем насильственным путём, захватив власть, повиноваться нужно обязательно».

Теперь нет секрета, почему правители так высоко ценили положение Ахмада, ведь, поистине, во имя положения при дворе правителей Ахмад продал свою религию.  Далее Ахмад пишет: «Выполнение божественных установлений находится в руках этих правителей. Выплата им денежных налогов дозволенна. Читать намаз за ними дозволено, несмотря на то, что он может быть нечестивым угнетателем. Всякий, кто заново прочитает намаз, после того, как читал молитву за неправедным правителем, совершил нововведение и выступил против сунны пророка. Всякий, кто выступит против халифа, который даже пришёл к власти насильственным путём, проявил несправедливость и является отошедшим от сунны посланника Аллаха, если такой человек покинет этот мир, он покинет мир вышедшим из Ислама» («Тарих аль мазахиб аль Ислами» Абу Захри том 2 стр.522)

В продолжение этого Абу Захри пишет: «Ахмад ибн Ханбал имеет общие точки зрения с другими факихами касательно того, что необходимо повиноваться правителю который пришёл к власти и хорошо правил, но Ахмад имеет отличительные особенности в том ,что он считает необходимым повиноваться ещё и тому, кто является угнетателем, причиняет страдания и гнёт людям. Повиновение такому правителю также обязательно с точки зрения Ахмада».

Таким образом, мы видим, что многие салафиты и ваххабиты, следующие Ахмаду, считают, что его светлость имам Хусейн (мир ему!), поступил неправильно, выступив против Язида, законного, по их мнению, халифа. Посмотрите, куда приводит слепое подражание фетвам Ахмада ибн Ханбала. Разве можно сравнивать Ахмада ибн Ханбала и имама Хусейна, признавать фетвы Ахмада и обвинять потом его светлость имама Хусейна (мир ему!)?

Если же мы оставим Ахмада ибн Ханбала с его фетвами и обратимся к священному Корану, мы увидим, что указания Ахмада ибн Ханбала противоречат священному Корану. Аллах говорит:

وَلاَ تَرْكَنُواْ إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُواْ فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ

«Не опирайтесь на тех, кто несправедлив, чтобы вас не коснулся огонь» (Сура 11 аят 113)

В другом месте Аллаха говорит:

وَلَا تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَن ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطاً

«И не повинуйся тем, сердца которых Мы сделали небрегущими к поминанию о Нас, и кто последовал за своей страстью, и дело его оказалось чрезмерным» (Сура 18 аят 28)

В другом месте Всевышний аллах говорит:

فَلَا تُطِعِ الْمُكَذِّبِينَ

«Так не повинуйся лжецам» (Сура 68 аят 8)

Также:

          وَلَا تُطِيعُوا أَمْرَ الْمُسْرِفِينَ

«И не повинуйся приказам распутным» (Сура 26 аят 151)

Но, к сожалению, они оставили священный Коран, последовав за своими страстями. Они последовали за хадисами, достоверность которых оставляет желать лучшего…. Эти хадисы указывают на признание власти династий омейядов, аббасидов, и нет никаких сомнений, что эти предания были созданы для укрепления власти и легитимизации ее в глазах народа.

Его светлость имам Садык (мир ему!) сказал: «Всякий, кто будет хотеть, чтобы угнетатель оставался у власти, желает того, чтобы не повиновались Аллаху». Аллах говорит:

وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ

«А те, кто судит не по тому, что ниспослал Аллах, они – неверные» (Сура 5 аят 44)

  وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أنزَلَ اللّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

«А те, кто судит не потому что ниспослал Аллах, они – неправедные» (Сура 5 аят 45)

 وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

«А те, кто судит не потому что ниспослал Аллах, они – нечестивые» (Сура 5 аят 46)

Помимо всего, существует большое количество аятов Корана и хадисов, указывающих на то, чтобы мусульманин побуждал к добру и удерживал от зла.

Его светлость имам Хусейн (мир ему!), когда хотел выступить против неправедной власти, сказал: «Всякий, кто увидит неправедного правителя, который разрешил запрещённое Аллахом, нарушив заветы Бога, выступив против сунны пророка, но не выступит против такого тирана ни рукой своей, ни языком своим, поистине, Аллах поместит такого человека в огонь вместе с этим тираном и угнетателем. Знайте же, что этот народ последовал за сатаной, отстранившись от повиновения Аллаху, они оставили указания Всевышнего, используя народное достояние. Они запретное сделали дозволенным, дозволенное - запретным, и я первый, кто выступает против них» («Тарих» Табари том 5 стр. События 61 года. стр. 304)

Что мы можем сказать людям, которые оставили семейство пророка, последовав за тиранами и угнетателями, которые причиняли гнёт людям и самим себе.

Аллах говорит:

وَقَالُوا رَبَّنَا إِنَّا أَطَعْنَا سَادَتَنَا وَكُبَرَاءنَا فَأَضَلُّونَا السَّبِيلَا  رَبَّنَا آتِهِمْ ضِعْفَيْنِ مِنَ الْعَذَابِ وَالْعَنْهُمْ لَعْناً كَبِيراً

«Они сказали: «Господи наш! Мы повиновались нашим господам и нашим вельможами, они сбили нас с пути! Господи наш! Дай им удвоенное наказание и прокляни их великим проклятием» (Сура 33 аят 67, 68).

Правители бани Умайя, совершили множество страшных преступлений по отношению к Исламу, мусульманам и человечеству в целом. Они всеми силами пытались уничтожить пророческое наследие, они создали целый аппарат по искажению хадисов и пророческой традиции в целом. Что касается Ахмада ибн Ханбала, то он, в свою очередь, приложил немало усилий к защите политических действий этой династии. В частности, фетвы Ахмада и в настоящее время сыграли отрицательную роль в сознании революционной молодежи исламских стран.

Фикх Ахмада ибн Ханбала

Большинство исследователей сходятся на том мнении, что Ахмад в целом был больше хадисовед, чем факих. Точнее было бы сказать, что он вообще не был факихом, а был специалистом только в области хадисоведения. Однако, его последователи, собрав отдельные его высказывания в области права, создали правовую школу. Именно поэтому специалисты по фикху ханбали отмечают различные мнения и расхождения высказываний Ахмада.

Некоторые термины применяемые им в фикхе не получили среди его учеников единого, точного значения и применения. Так, например, слово:

لا ينبغی

- применяемое в значении «непристойно» «неприлично», «нехорошо», не получило среди факихов ханбалитского мазхаба единого значения, некоторые считали что этот термин применяется в  «харам», другие - «макрух». Или слово: в значении как «одобрительное дело», или слово:

يعجبنی

 يعجبنی لا

как «неодобрительное», اکره  «нежелательное», «неугодное».

Сам Ахмад никогда не указывал, что он является факихом, и даже, наоборот, старался избегать выдавать фетвы, считая, что это «не для него». Хатиб приводит что: «Я был около Ахмада, когда некто спросил у него о запретном и дозволенном, на что Ахмад сказал: «Да простит тебя Аллах, ты лучше спроси у кого-нибудь другого». Тот сказал: «О, Ахмад мы хотим узнать твоё мнение по этому поводу». Ахмад сказал: «Да простит тебя Аллах, спроси у факихов, например, Абу Сур» («Тарих Багдад», том 2 стр. 66). На этом основании сам Ахмад не считал себя факихом.

Марвази говорит: «Я слышал от Ахмада ибн Ханбала, что он говорил: «Я по отношению хадисам легок, что касается фетв, то я стремлюсь отстраняться от выдачи» («Манакаб Ахмад» стр. 75). И снова Хатиб Багдади приводит предание, что Ахмад Харб (Нишабури), вернулся из Мекки, Ахмад ибн Ханбал спросил: «Кто этот харасанец?», я сказал: «Этот такой-то аскет, и он выдаёт фетвы». Ахмад сказал: «Если он в действительности такой уж аскет, то не должен выдавать фетвы» («Тарих Багдад» том 4 стр. 119).

Абу Бакр Ашрам, один из учеников Ахмада, говорит: «Раньше я сохранял фикх и считался с различными мнениями, когда же я стал учеником Ахмада, то оставил всё это».  Сам Ахмад говорит: «Да не будет, так, что ты примешь какое-нибудь решение, в то время как в этом вопросе у тебя нет имама» («Ахмад ибн Ханбал» Абу Захри стр.196).  Из этого высказывания Ахмада видно, что он ясно говорит о том, что нельзя давать фетвы, даже если у тебя на руках есть хадисы, если только у тебя есть имам, на которого ты опираешься при выдаче фетвы.

В настоящее время фикх Ахмада не имеет единого стержня, в действительности, мазхаб был собран и распространён его учениками, но не им самим. Ученики пытались распространить этот мазхаб посредством насилия, так что в Багдаде долгое время царили беспорядки и смута. Подавляющее большинство багдадцев были шиитами, и лишь незначительное число были представители мазхаба ханбали, за пределами Багдада этот мазхаб вообще не имел популярности. Только к 7 веку по лунной хиджре небольшое число последователей ханбализма появились в Египте. Ибн Халдун так описывает эти события: «Представители ханбализма незначительны, так как они отстраняются от  итджтихада».

Рази, халиф аббасидов, издал указ, в котором сообщалось, что убеждение ханбалитов касательно ташбиха5 является неправильным и противоречит исламским убеждениям.   В частности, в этом указе приводится следующее: «В некоторых вопросах они (ханбалиты) приписывают Аллаху некоторые качества, такие как имение рук, ног, обуви из золота, снисхождение с небес, в то время как это – ересь и она не уместна» («Аль имам ас Садык ва мазахиба арба’а» том 2 стр. 509).

Этот мазхаб не имел большого числа сподвижников и последователей т.к. их убеждение о Боге, их убеждение касательно некоторых божественных атрибутов, отстраняло от них подавляющее большинство людей. Так было пока не пришёл Мухаммад ибн Абд аль Вахаб, который внешне придерживался мазхаба ханбалитов. Семейный клан, захвативший власть в Аравии семейство Сауда выступило в защиту Абд аль Вахаба, и это стало причиной того, что этот мазхаб ожил. Но в начале для распространения этого мазхаба в мире также было использовано оружие, и тогда было убито большое количество мусульман.

Многие большие учёные, такие как Кутайба, вообще  не считали Ахамада ибн Ханбала факихом, также ибн Абд аль Бирр в книге «Интика» приводит имена факихов, но не приводит имени Ахмада. Ибн Джарир Табари, автор известных книг по истории Ислама и тафсира толкование Корана, не считал Ахмада факихом. Когда у Табари спросили, почему он не приводит имени Ахмада в своей     книге как факиха, он сказал: «Он не был факихом, но были мухаддисом, я не видел его сподвижников, на которых можно было бы положиться». Когда эта слова Табари дошли до ханбалитов, они пришли в ярость, обвинив немедленно его в рафидизме, как известно, это обвинение было наиболее опасным.


1. Т.е. собственное мнении факиха, не основанное на Коране и сунне.

2. Такийя – скрывание своих религиозных убеждений в период опасности для жизни или имущества.

3. Вступление к книги « Ахмад ибн Ханбал» приводится из книги комментарий к «Камил» том 3 стр. 131, 132.

4. Ахл Хадис – течение в Исламе которые придерживались исключительно внешней буквы коранической традиции, в отличии от мутазилитов которые разумное суждение ставили во главу угла при толковании коранических аятов.

5. «Ташбих»- сопоставление или сравнение Бога с Его творениями. Одна из основных столпов веры ханбалитов, которые в последствии оказали влияние и на салафитское движение.

Back Next