Абу Абдалла Малик ибн Аннас ибн Малик родился в 93 году по лунной хиджре в Медине, скончался - в 179-ом. В период Малика знание стали наиболее сильно распространяться, люди из различных районов исламского мира стали прибывать в Медину. В то время в Медине фикх основывался, главным образом, на хадисах, в отличие от фикха ханафи в Куфе.
В противоположность этим школам школа имама Джафара Садыка (мир ему!) была переполнена большими учёными, которые прибывали из различных концов мира, чтобы встретиться с имамами рода пророка. По причинам того, что имама Садык в отличие от других имамов имел меньше политического контроля и давления со стороны халифов, он получил возможность распространять знания и науки посланника Аллаха в большей мере, чем другие имамы из рода пророка1.
Малик также некоторое время ходил на собрания имама Садыка (мир ему!) и записывал хадисы от имама, на этом основании можно назвать имама Садыка одним из учителей Малика. Малик ибн Аннас также имел других учителей, таких как А’мир ибн Абдалла ибн Зубайр ибн Авам, Зайд ибн Аслам, Саид Мукбари, Абу Хазм, Сафуван ибн Салим и многие другие. Также Малик встречался для пополнения своих знаний с такими учёными как Вахаб ибн Хурмез, Нафе Маула ибн Умар, Рабийят ар Райи, ибн Шахаб Зухри. Малик, получив хорошие знания, стал лидером школы ахл аль Хадис, но очень быстро правящий режим халифов запретил ее и отдал предпочтение ханафитам. Таким образом, на определённый период Малик подвергся гонениям со стороны правящего режима халифов: дело дошло до того, что ему было вообще запрещено приводить и цитировать хадисы. Один раз его наказали плетьми за то, что он дал фетву, которая полностью расходилась с правительственными фетвами и указаниями. Это событие произошли в 146 году по лунной хиджре. Ибрахим ибн Хамад говорит: «Я видел Малика (после наказания плетьми) в таком положении, что, когда он хотел встать, то просил помощи у других».
Однако, более удивительным является то, что не прошло много времени после этого, как Малик становится одним из приближённых к халифам судей.
Что же стало причиной такой перемены правителей по отношению к Малику? Может быть, в связи с тем, что правителям не нравилась фетва Малика, он отказался от нее? Всякий, ознакомившийся с жизнью Малика, задастся такими вопросами, потому что, действительно, произошла слишком большая перемена в отношениях между Маликом и халифом. Халиф Мансур и Малик официально выражали друг другу уважение, признательность, почтение и любовь. Мансур сказал Малику: «Поистине, ты, Малик, редчайший человек! Ты самый знающий! Если хочешь, я прикажу вешать твои слова рядом с Кораном во всех общественных местах». Именно в этот период мазхаб Малика приобрёл силу и влияние в обществе непосредственно при поддержке правящего режима халифата. Вопрос «знаний или не знаний» Малика не стоял, это был чисто политический ход, преследовавший далеко идущие цели. Рабийят ар Райи один из учителей Малика был более знающим, чем Малик, но не он, а Малик приобретает авторитет и силу….
Когда же халиф Мансур высказал довольство Маликом, тот сказал: «Я нашёл халифа самым знающим в книге Аллаха и сунне пророка!»
Пречист Аллах! Какими же это интересно знаниями обладал Мансур, что оказался самым знающим в Коране и сунне?
Естественно эти выказывания преследовали определённую цель, с одной стороны Малик, таким образом, получал привилегии, одна из которых - укрепление мазхаба малики в исламском мире, с другой стороны - укрепление положения халифа Мансура среди людей как знающего и справедливого правителя. На каком основании говорят, что Малик был в оппозиции к правящим режимам? Мы нигде не встречаем в исторических книгах, что Малик противостоял бы Мансуру, как это делал Абдалла ибн Мазрук. «Когда во время тавафа Мазрук встретился с халифом, пред которым расступались люди, Мазрук сказал: «Ты кто такой, что тебе дано больше прав в доме Аллаха, что люди расступаются пред тобой?» В ответ халиф посмотрел на Мазрука и, узнав того, сказал: «Эй, Абдалла! Кто тебе дал право так разговаривать со мной?», Абдалла сказал: «Что ты сделаешь? Или от тебя польза и вред? Клянусь Аллахом, что не боюсь твоего вреда и не надеюсь на твою милость для меня! Если только Аллах даст на то Своё разрешение». Мансур сказал: «Ты этими своими словами вынес себе приговор и погубил свою семью!». Мазрук поднял руки к небу и сказал: «О, Аллах! Если всё в руках Абу Джафара, то ниспошли мне наказание, если же польза мне в его руках, то отстрани от меня всю пользу! О, Аллах! Всё во власти Твоей, о, Господь мой! Ты - царь царей!» Мансур приказал арестовать Мазрука. Его отвезли в Багдад и посадили в тюрьму, но через некоторое время освободили» («Аль имама ва Сийяса» том 2 стр. 147).
На наш взгляд, одной из основных причин того, что халиф Мансур был плохо настроен против Малика, было то, что Малик проявлял уважение и любовь к имаму Садыку (мир ему!). Но позже Малик стал избегать имама Садыка (мир ему!), ибо имам считал, что необходимо отстраняться от неправедных правителей и их политики. В определённый период многие арабы хотели восстать в пользу Ахл аль Байт, и правители, боясь этого, стали поднимать авторитет неарабов.
Так, Абу Ханифа был в Куфе одним из авторитетных судей. Когда этот период закончился, халифы стали поднимать авторитет Малика. Политические интриги династии аббасидов против омейядов и их высказывания, что династия омейядов отошла от Ислама, лишь свидетельство того, что Ислам был для аббасидов избран как прикрытие для того, чтобы под религиозными лозунгами поднять людей против омейядов.
Шафии пишет о положении Малика при дворе правителей следующее: «Когда я прибыл в Медину из Мекки и имел письмо от наместника Мекки наместнику Медины, в котором была просьба разрешить встретиться с Маликом, наместник Медины мне сказал: «Эй, юноша, для меня лучше босым пройти пешком от Медины до Мекки и обратно, чем обратиться к Малику с какой-либо просьбой. Я никогда не испытывал унижение, если только подходя к дому Малика» («Му’джам аль Атба» том 17 стр. 285).
После Мансура халифом стал Махди, при котором положение Малика также было высоким. Халиф высоко ценил преданность Малика правителю, одаривая последнего множеством подарков и деньгами. Когда к власти пришёл Харун Рашид, он продолжал политику своих предшественников, таким образом, Малик стал в обществе знаменитым предводителем в области фикха, в чём, бесспорно, большая заслуга правящего аппарата.
Да, политическая игра такова! Она возвышает и унижает, кого желает. Кто мог препятствовать распространению мазхаба малики, когда само правительство взялось за распространения этого мазхаба в Исламском мире.
Да будем мы жертвой во имя тебя, о, Джафар ибн Мухаммад! Они прекрасно знали, что имамат и политическая власть принадлежит по праву только Ахл аль Байт и никому более, они прекрасно знали, что сами они – узурпаторы, однако, ради власти, денег и славы они предпочли этот временный мир миру последнему. Разве сам Малик не говорил: «Мои глаза никогда не видели и уши никогда не слышали, сердце не чувствовало, что кто-либо может быть более знающ, чем Джафар ибн Мухаммад, что кто-либо может превосходить его в поклонении Аллаху» (Ибн Шахр Ашуб том 4 стр. 248, «Манакаб имам Садык»).
Несмотря на то, что достоинство имама, его знания были всем известны, он и его последователи переносили только страдания: ссылки, заключения в тюрьму, смертные казни. И это - только за то, что они следовали роду посланника Аллаха.
Автор книги «Имам Садык муалим аль инсан» пишет: «Я удивляюсь, как шиизм сохранился на протяжении всей истории Ислама, несмотря на то, что враги приложили столько усилий по уничтожению и дискредитации этой идеологии в глазах людей».
Разве это справедливо, когда все 4 суннитских мазхаба почитались выше мазхаба имама Джафара? Этот мазхаб среди исламской общественности даже не известен в достаточной мере.
Помню, как наш учитель преподавал нам фикх малики, ребята стали протестовать, требуя преподавания всех 4 мазхабов, но учитель сказал: «на том основании, что у нас в Судане большинство последователи мазхаба малики, преподавать будем маликитский мазхаб, если кто хочет, я могу заниматься в частном порядке, преподавая другой мазхаб». Я сказал: «Я не являюсь последователем мазхаба малики, сможете преподавать мне мой мазхаб?»
- Да конечно, ты шафиит?
- Нет
- Ханафи
- Нет
- Ханбали?
- Нет
На его лице появилось удивление, он снова спросил: «Так за кем же ты следуешь?», я ответил: «За Джафаром ибн Мухаммадом Садыком!». Он удивился: «Кто такой Джафар?». Я сказал: «Он учитель Малика и Абу Ханифы, он из потомства семейства посланника Аллаха, его мазхаб стал известен как «джафари»». Учитель сказал: «Я никогда не слышал о таком мазахбе». Я ответил: «Я являюсь шиитом». Учитель сказал: «К Аллаху Всевышнему я прибегаю от шиитов!». Сказав это, он быстро вышел из класса.
Всякий, кто имел шанс и возможности для распространения своего мазхаба прибегал обычно к различным средствам. Малик прекрасно знал, что среди учёных большое количество тех, кто на много превосходил его в знаниях, однако, правительство посчитало его более достойным быть предводителем других правовых школ.
Так халиф Мансур приказал Малику написать книгу, чтобы затем приказать людям следовать этой книге. Мансур сказал: «Напиши книгу, ведь, поистине, нет никого более знающего, чем ты!» («Шарх Маватта» Заркани, том 1 стр. 7). И Малик написал «Маватту», после чего во время хаджа представитель халифа объявлял: «Никто не имеет более права фетвы кроме Малика» («Вафийят аль Айян» том 4 стр. 135).
Посредством помощи правительства мазхаб малики получил распространение в исламском мире. Правитель Андалузии призвал своих граждан следовать этому мазхабу. Одной из причин этого было то, что Малик восхвалял этого правителя.
Однажды, когда разговор зашёл о правителе Андалузии, и присутствующие в собрании хорошо отзывались о нём, Малик сказал: «Я прошу у Всевышнего Аллаха, чтобы наши святыни были под надзором вашего правителя». Когда эти слова дошли до ушей правителя Андалузии, тот приказал людям оставить мазхаб У’заи и следовать мазхабу малики.
В северной Африке мазхаб малики распространялся посредством судей, которые это делали по приказу своих правителей. Макризи говорит: «Когда Муаз ибн Бадиз пришёл к власти, он призвал североафриканские народы следовать мазхабу малики. Так, северная Африка и Андалузия оставили другие мазхабы, последовав мазхабу малики». Однако, эта правовая школа не отличался какими-либо особенностями, что вызвало бы любовь людей, но был навязан, как и другие мазхабы правителями в политических интересах» («Аль имам Садык ва мазахиб аль арба’а» том 1 стр. 166).
В Марокко с приходом к власти бани Ташифин официально мазхаб малики получил распространение. Такая политика превратила религию в политические игры правителей того времени2.
Ибн Хазм пишет: «Два мазхаба получили широкое распространение посредством правительственных органов, это мазабы малики и ханафи. Ханафиты поучили преимущество при Абу Юсуфе, когда тот стал судьёй. Он не назначал ни одного судью, если только того, кто придерживался ханафитского мазхаба. Маликиты - в Андалузии при Яхье ибн Яхье, который был одним из приближённых ко двору правителей» (Ибн Халкан том 2 стр. 116).
Здесь я оставил высказывания последователей Малика, ибо их фанатичная любовь и преданность к нему переходит все рамки приличия. Мы приведём один пример. «Кайс видел во сне посланника Аллаха, который шел вперёди, за ним следовал Абу Бакр, затем Умар, затем Малик, за которым следует Сахнаван» 3. Это предание многими исследователями признанно как выдуманное и поэтому мы не будем рассматривать эту тему здесь.
Мы остановимся на некоторых мнениях учёных о Малике, записанных в известных и надёжных книгах.
Шафии говорит: «Лейс был намного грамотней Малика. Но его ученики особо не смогли сохранить его фикх, Саид ибн Айюб говорит: «Если Лейс и Малик бывали вместе в одном собрании, Малик замолкал, ибо ему нечего было сказать пред железной логикой Лейса, который мог вертеть Маликом, как хотел» ( «ар Рахмат аль Гайсийя» Ибн Хаджар стр. 84, 85).
У Али ибн Мадаини спросили о том, какая фетва более им приемлема, Суфиана или Малика. Тот сказал: «В методе Суфиана нет сомнений». Также он сказал: «Суфиан всегда был выше Малика». Яхья ибн Му’ин говорит: «Я слышал, как Яхья ибн Саид сказал: «Для меня Суфиан более приемлем в праве, чем Малик» («Тарих Багдад» том 9 стр. 164.).
Суфиан Сури говорит о Малике: «Он не знал на память многие необходимые для факиха вещи».
Ибн Абд аль Бирр говорит: «Ибн Зуайб говорил много плохого о Малике ибн Анасе, эти слова были настолько плохи, что я бы не повторял их снова» («Джами’а фазаил илм» том 2 стр. 158).
Среди тех, кто выказывал недоверие к Малику, был Ибрахим ибн Саид, Абд ар Рахман ибн Зайд ибн Аслам, также ибн Аби Яхья, Мухаммад ибн Исхак Вакиди, ибн Аби Занад.
Саламат ибн Сулайман, обращаясь к ибн Мубараку говорил: «Ты написал комментарии к высказываниям Абу Ханифы, но не написал такого же комментария к Малику?». Тот сказал: «Я не считаю его большим учёным, чтобы делать такие комментарии» («Джами’а фазаил илм» том 2 стр. 158). Ибн Абд аль Бирр говорит о Малике: «Многие критически относились к мазхабу Малика, среди них можно назвать таких учёных как Абдалла ибн Идрис, который сказал: «Абдалла ибн Исхак был среди нас, когда разговор зашёл о Малике, он сказал: «Скажите о его знаниях», тогда Яхья ибн Салих сказал: «Ибн Касир сказал мне: «Ты видел Малика, слышал его мнения по различным вопросам, также слышал мнения Мухаммада ибн Хасана, кто из них более знающ?», я ответил: «Мухаммад ибн Хасан более знающ» (Хатиб Багдади том 2 стр. 175).
Абу Мухаммад ибн Аби Хатам говорит: «Абу За’раи передаёт от Яхьи ибн Букайра, что тот сказал: «Лайс был намного более знающ, чем Малик, но выбор пал на Малика» («Имам Садык ва мазахиба арба’а» том 2 стр.175).
Ахмад ибн Ханбал говорит: «Ибн Аби Зуайб, подобно Саиду ибн Мусайябу, был более знающ, чем Малик, но Малик получил большее уважение среди людей» («Тазкират аль Хуфаз» том 1 стр. 191).
Среди приведённых выше высказываний можно сделать общий вывод, что Малик не был наиболее знающим среди других, не отличался особыми знаниями, но политическая атмосфера была такова, что предпочтение было отдано ему как наиболее подходящей кандидатуре со стороны халифов. Критерием выбора для халифов были не знания, а преданность правящим режимам, и защита их политических интересов.
1. В период имамата имама Садыка (мир ему!) шла борьба за халифат между аббасидами и омейядами.
2. Хотелось бы отменить, что в современное время политические структуры за частую используют религию в своих интересах.
3. Сахнаван – судья в Андалузии, который распространял этот мазхаб.
Back | Next |