Убеждение ахл ас-Суннат

Период Ибн Таймийи

После того как идеология Аш'ари укрепилась в исламском мире, идеология ибн Ханбала и Ахл аль Хадис уступила место Ашаритской идеологии. Так было до появления ибн Таймийи.

Ахмад ибн абд аль Халим известный как ибн Таймийя родился в 661 году по хиджре. Он учится в Дамаске исламским наукам, после смерти своего отца занялся преподавательской деятельностью. Ахмад использовал эту возможность, чтобы проповедовать идеологию Ханбализма. Он начал вести дискуссии относительно божественных атрибутов (сифатов). Всеми силами он пытался доказать, что Аллах имеет тело. Его идеология (которую он по началу скрывал) открылась всем поле того, как ему задали вопросы относительно аятов Корана, где говорится о том, что Аллах утвердился на троне. В одном длинном письме (ответ на вопрос Ахл Хумат) (известная как идеология хумавийя) он пытался скрыть свою идеологию посредством престранных предложений. Однако если убрать эти бессмысленные выражения, легко можно увидеть, что он имел убеждение в "таджасум" (телесность Аллаха) и "ташбих" (сравнение Аллаха  с творениями). Суннитские ученые не признали идеологию ибн Таймийи.

Известный суннитский ученый Ибн Касир пишет: "События, произошедшие в Дамаске, связанны ибн Таймийей. После того, как его идеология стала распространяться, ученые начали выражать свой протест. Они требовали суда над ибн Таймийей. Тогда официально по всему Дамаску было объявлено, что ответы данные ибн Таймийей жителям Хумата являются неправильными".

Ибн Батута известный географ, исследователь пишет: "Однажды, будучи в путешествии я достиг города Дамаска, и будучи в мечети Амави (омейядской мечети), я попал на пятничную молитву, когда ибн Таймийя читал проповедь и наставлял людей. Он сказал: "Аллах из высшего неба спускается на низшее небо, подобно тому, как я сейчас спускаюсь с минбара". Затем он спустился с минбара".

Ибн Хаджар Аскалани в книге "ад Дарар ал Корина", том 1, стр. 154 указывает на то, что ибн Таймийя имел убеждения в телесности Аллаха.

Ещё до ибн Таймийи, последователи ибн Ханбала считали себя "салафи", т.е. последователями мусульман первых поколений.

Шахристани в книге "Милал ва нихал" указал на неверность утверждения салафитов о том, что их идеология - это идеология первых мусульман. Шахристани пишет: "Некоторые из наших современников приписали нашим предкам убеждения, о том, что мы должны придерживаться только внешнего смысла Корана (захир), подобно аяту "рука Аллаха над их руками" или "всякая вещь гибнет…", они толкуют эти и подобные им аяты, опираясь только на внешний смысл. При этом ими отрицается любое толкование, не опирающееся на внешний смысл. Так делают некоторые из наших современников, они (мута'ахирин) впали в сравнение (ташбих), а такая позиция противоречит убеждениям первых поколений мусульман. Подобная идеология существовала среди некоторых из иудеев". ("Милал ва нихаль" Шахристани стр. 84).

Ибн Таймийя обманывал людей. Он писал: "Я это пишу, хотя уже много раз об этом говорил, что среди сподвижников посланника Аллаха не существовали противоречия относительно разъяснения аятов о именах Аллаха. Я читал много книг и хадисов относительно этого. Я прочитал более ста тафсиров, но не встречал, чтобы среди сподвижников пророка кто-либо комментировал аяты относящиеся к именам Аллаха противореча внешнему смыслу аятов». (тафсир суры "Нур" ибн Таймийя стр. 178)

Если мы обратимся к суннитским тафсирам "Ма'сур" (тафсиры посредством хадисов), мы увидим, что утверждения ибн Таймийи не соответствует действительности. (По-видимому, он довольно поверхностно читал тафсиры?).

Так, о тафсире Табари ибн Таймийя говорит: "В этом тафсире не существует нововведений (бид'а), он (Табари) не приводит хадисы от слабых и ненадёжных людей". ("аль Мукадамату фи усули тафсир" стр. 51)

1) Табари к комментарию аята "Трон Его объемлет небеса и землю" (2, 255) приводит два хадиса от ибн Аббаса о значении слова "трон", затем пишет: "Ибн Аббас считал, что среди толкователей относительно этого слова существуют разногласия". Он говорит, что здесь "имеется в виду знание Аллаха". В другом хадисе от ибн Аббаса  приводится, что «знание», т.к. в продолжении этого Аллах говорит: "И не тяготит Его охрана их".

Посмотрите на утверждения ибн Таймийи и приведённые мной отрывки из комментариев Корана, сделанные суннитскими учеными.

2) Комментируя аят "Он – Высокий, Великий", Табари пишет, что среди толкователей существуют большие разногласия относительно слова «Высокий». Некоторые считали, что имеется ввиду то, что Аллах превыше того, чтобы были существа подобные Ему! Аллах есть везде, неправильно сказать, что Аллах на небе". (тафсир Табари том 3 стр. 9)

Однако, ибн Таймийя вопреки убеждению мусульман первых поколений, избрал для себя иной  путь,  и, чтобы иметь больше последователей, он называет себя салафи, т.е. следующий по стопам предков, мусульман первых поколений.

Он приложил много сил, чтобы доказать посредством аятов и хадисов, что Аллах имеет место и тело т.д. Ибн Таймийя говорит: "Аллах утвердился на троне, который находится на самом высоком небе". ("Акидатул хумавийятул Кубра" ибн Таймийя стр.429)

3) Ибн Атийя в своём тафсире (с точки зрения ибн Таймийи, это - самый лучший тафсир) приводит хадисы ибн Аббаса, затем даёт комментарий к ним на полях (хашийя).

Он пишет: "Слова тех, кто утверждает, что Аллах имеет тело - слова невежественных людей, это нельзя утверждать". (с.м. «Фатх аль Кадир" Шукани)

Ибн Таймийя относительно аята "Всякая вещь погибнет кроме Его лика" (сура 28 аят 88) считал, что Аллах имеет лицо, в то время как Табари в своём тафсире утверждает, что среди муфасиров существуют разногласия. (см. тафсир Табари, том 20, стр. 82)

Багави говорит: "кроме Его лика", сам Аллах сказал: "кроме Его власти" (т.е. имеется ввиду власть Аллаха).

В тафсире Суюти "Ду аль Мансур" также от ибн Аббаса приводится значение этого аята как "божественная довольство". Мнение Маджахеда и Суфияна подобно этому.

Хотелось бы напомнить ибн Таймийи аят Корана где Всевышний говорит: "Поистине, те, которые скрывают то, что Мы ниспослали из ясных знамений прямого руководства, после того как Мы разъяснили это людям в писании - этих проклянёт Аллах, и проклянут проклинающие" (сура 2 аят 159). Большое количество суннитских ученых выступили с протестом против убеждений ибн Таймийи. Многие дали фатва, осуждающие идеологию ибн Таймийи. Захаби в письме к ибн Таймийи писал: "Горе тому, кто последует за твоими убеждениями! Твои последователи - заблудшие. (полный текст этого письма привёл алламе Амини в книге "аль Гадир" взятый из книги "Такмалту ас Сайф ас Сакил").

Ибн Хаджар пишет, что «в Дамаске официально было объявлено, что имущество и жизнь всякого, кто будет следовать идеологии ибн Таймийи, являются дозволенными для мусульман" ("ад Дарар ал Корина " том 1 стр. 141)

Абд Аль Кафи Сабки (суннитский ученый) написал книгу против убеждений ибн Таймийи под названием: "Шафа ас Кам фи зиарати хайрил аннам". А так же "ад Даратул мадийя фи ради ала ибн Таймийя". В предисловии второй книги автор пишет, что ибн Таймийя  привнёс нововведения в убеждение, пошатнув основу суннитской идеологии.

Ибн Таймийя «видел ошибки» не только у таких известных суннитских ученых как Суфиан, но и у  Умара ибн Хаттаба, Али ибн Аби Талиба.

Его светлость Али ибн Аби Талиб (да будет мир с ним!) сказал: "Если ложь полностью отделится от истины, то те, кто ищет истину, познают её. Если же истина в одеже лжи выйдет наружу, то язык врагов станет короток, ложь и истина смешаются, и тогда дьявол восторжествует, и только те, кого коснулась божественная милость, спасутся".("Нахдж аль Балага" хутба 50)

 Период Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба

После того как Абд аль Ваххаб принял идеологию ибн Таймийи, он начал проводить реформы в мазхабе ханбали. Его деятельность в этом направлении началась с провинции Наджд, которая отличалась безграмотностью, отсутствием исламских знаний и невежеством местного населения. Его проповеди среди этих людей стали началом возрождения уже забытых идей ханбалитов. Ибн Таймийя не смог возродить идеологию ханбалитов по причине того, что начал свои деятельность в одном из религиозных центров исламского мира (Шам) и, таким образом, получил отпор от суннитских ашаритских идеологов.

Однако, Абд аль Ваххаб начал проповеди абсолютно в безграмотном и невежественном районе. С другой стороны, семейному клану Сауда было выгодно иметь подобную идеологию, которая могла бы сплотить и расширить их владения. Именно поэтому они были согласны на распространения подобных воззрений даже с применением физической силы. Люди, где-то в результате невежества, где-то под давлением династии саудитов, стали принимать воззрения, противоречащие традиционной ашаритской и в особенности матуридитской суннитской идеологии. Эта новая идеология выступала под вывеской «Ат Таухид ас-Сахах», т.е. чистое, подлинное единобожие. Абд аль Ваххаб начал проповеди с лозунгом: «Единобожие имеет две основы. Это единобожие (Таухид ар Рубубийя) и Таухид улухийя».

«Таухид рубубияй» –  это единобожие в признании Аллаха Господом. Этот принцип  признают все, кто называет себя мусульманами. Что же касается «Таухид улухийя», то это - граница между неверием (куфр) и единобожием. Мусульмане должны быть очень внимательными, ведь мушрики (язычники) принимают то, что у Аллаха есть творец, дающий пропитание, являющийся обладателем силы и власти. Далее Абд аль Ваххаб приводит аят священного Корана: «Скажи: «кто посылает  вам удел с небес и земли? Или кто владеет слухом и зрением? И кто выводит живое из мёртвого и выводит мёртвое из живого? И кто правит делом?». И они скажут: «Аллах». Далее Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб продолжает: «Мы должны быть очень внимательны, ибо для того, чтобы быть мусульманином не достаточно только признать Аллаха Господом, но надо признать, что нет божества кроме Аллаха, и делать дела на основании этого1».  Абд аль Ваххаб опираясь здесь на аяты священного Корана указывает нам на то, что многобожники признавали единого Бога. Такой его подход есть свидетельство ограниченности его знаний и невежества. В частности, он говорит: «Многобожники нашего времени, т.е. мусульмане, ещё хуже чем многобожники периода посланника Аллаха. Те многобожники только в период хорошей жизни совершали ширк, а при проблемах и трудностях обращались к Аллаху. В то время как мусульмане нынешних поколений, как при проблемах, так и в благоденствии совершают «ширк». Далее Абд аль Ваххаб приводит аят Корана:

فَإِذَا رَكِبُوا فِي الْفُلْكِ دَعَوُا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ فَلَمَّا نَجَّاهُمْ إِلَى الْبَرِّ إِذَا هُمْ يُشْرِكُونَ

«И когда они садятся на корабль, они призывают Аллаха, очищая пред ним веру, а когда он спасёт их на сушу они придают Ему в сотоварищи других Богов».

По убеждению Абд аль Ваххаба всякий, кто совершит тавасуль (посредничество) к пророку или святым, или посетит их могилы, является язычником и неверным. Более того, неверие такого человека больше неверия и «ширка» первых поколений. Последователи Абд аль Ваххаба стали убивать всех мусульман, не придерживающихся их убеждению. Они подвергли нападению районы Наджда, Хиджаза, южного Ирака. Их лозунг был «Или признаёте наши убеждения, или - смерть!» Прошло более 800 лет с периода 4 основных суннитских правовых школ, но ни Ахмад ибн Ханбал ни другие суннитские имамы не имели подобных убеждений, чтобы за посредничество или посещение могил праведных предков мусульман считать неверными.

1. Таухид «ар-Рубубийя»

Абд аль Ваххаб слово «Раб» т.е. «Господь» принимает в значении «творца». Это противоречит священному Корану, т.к. в Коране слово «Раб» имеет значение того, кто «имеет власть», «управляет всем», «упорядочивает дела». Общий смысл этого слова включает «воспитание», «исправление», «руководство», «царство». На этом основании не правильно считать, что это слово применятся в значении «творца». Для того, чтобы более ясно разъяснить значение этого слова мы обратимся к священному Корану.

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

А) «О, Люди! Поклоняйтесь вашему господу тому, кто сотворил вас и тех кто был до вас, может быть вы побоитесь!» (Сура 2 аят 21)

قَالَ بَل رَّبُّكُمْ رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ الَّذِي فَطَرَهُنَّ

Б) «Да, Господь Ваш Господь, -  Господь небес и земли, тот который их сотворил>» (Сура 21 аят 56). Если бы слово «Раб» в данном случае имело бы значение творца, то в этих двух приведенных аятах не было бы необходимости в «аллези халакакум», (который сотворил вас) и «аллези фатарахунна» (который их сотворил), т.е. это была бы ненужным повторением. Но если мы применим слово «Раб» в значении «властелин», «тот кто имеет власть над всем», то приведенные выше аяты будут просто необходимы. На этом основании убеждение Абд аль Ваххаба гласящее, что «Таухид ар-Рубубийя» признаётся как мусульманами, так и не мусульманами будет абсолютно неправильным, на том простом основании, что это противоречит аятам Корана.

 قُلْ أَغَيْرَ اللّهِ أَبْغِي رَبّاً وَهُوَ رَبُّ كُلِّ شَيْءٍ

«Скажи: «Разве другого, чем Аллах, я буду искать Господом? Он Господь всякой вещи» (Сура 6 аят 164).

В этом аяте посланник Аллаха обращается к язычникам. Он говорит, что «вы мне говорите, чтобы я искал другого Бога помимо Аллаха, в то время, как нет никакого божества кроме Аллаха». Если мы признаем тот факт, что язычники признают единобожие «Рубубийя» (как утверждает Абд аль Ваххаб), то этот аят не имел бы тогда значения. На основании же «Таухид ар-Рубубийя», как язычники, так и мусульмане признают одного создателя.

В таком случае посланник Аллаха не обращался бы по приказу Аллаха к язычникам с таким обращением, и они не должны были бы указывать посланнику Аллаха, чтобы он выбирал Господа кроме Аллаха. В то время как о праведнике из семейства Фараона мы в священном Коране читаем:

وَقَالَ رَجُلٌ مُّؤْمِنٌ مِّنْ آلِ فِرْعَوْنَ يَكْتُمُ إِيمَانَهُ أَتَقْتُلُونَ رَجُلاً أَن يَقُولَ رَبِّيَ اللَّهُ وَقَدْ جَاءكُم بِالْبَيِّنَاتِ مِن رَّبِّكُمْ

«И сказал человек верующий из семейства Фараона, который скрывал свою веру: «Неужели вы убьёте человека только  за то что он говорит: «Господь мой - Аллах. И пришёл к вам с ясными знамениями от вашего Господа» (Сура 40 аят 28). Из этого аята видно что неверные не признавали единобожия Мусы.

Кроме этого, существует большое количество аятов указывающих на то, что «Раб» не имеет значение  «творец». Подобные убеждения Абд аль Ваххаб перенимает от ибн Таймийи.

2. «Таухид Улухийя»

Под единобожием улухийя ваххабиты понимают искреннее поклонение только Аллаху. Именно из–за  «Таухида Улухийя» Всевышний послал пророков и Своих посланников. По отношению к этому понятию, «поклонение только Аллаху», нет никаких претензий и критических замечаний. Именно поэтому мы можем этот вид единобожия «Улухийя» назвать как единобожие в поклонении. Все мусульмане имеют единую точку зрения относительно того, что необходимо поклоняться только Всевышнему Аллаху, и поклонение кому - либо помимо Него есть самый большой грех. Однако, существуют разногласия о том, что можно называть поклонением и что не является таковым. Именно в этом месте ваххабизм зашел в тупик. Если скажем, что истинное единобожие заключается в том, чтобы поклоняться только Аллаху, то это не будет правильным разъяснением темы. Во первых, необходимо определить рамки поклонения, его значение, и только после этого мы можем говорить о разнице между поклонением Аллаху и поклонением помимо Него. Если. Например, кто–либо совершит тавасуль (посредничество) к посланнику Аллаха, совершит посещение могил святых в знак уважения к ним, будет ли это считаться ширком? Является ли совершивший такой поступок монотеистом или нет? Прежде чем ответить на этот вопрос нам необходимо найти границы  поклонения Аллаху и отделить их от границ поклонения кому-либо помимо Него.


1. «Фи аль акаид аль Ислам» из «Расаиль» шейх Мухаммад ибн Абд аль Ваххаба. Стр. 38.

Back Next