Убеждение ахл ас-Суннат

Некоторые примеры хадисов на тему «таджасум» (телесность)

Мы выбрали некоторые хадисы из книги «ас Сунна» в которой приводятся хадисы Абдаллы от отца, (Ахмада ибн Ханбала) и книги «Таухид» от ибн Хузаймы.

1.  «Абдалла ибн Ахмад приводит от отца, тот с передатчиками восходящими к посланнику Аллаха, что его светлость сказал: «Всевышний Аллах смеётся от того, что некоторые из его рабов потеряли надежду на божественную милость и от приближения некоторых из своих рабов к Себе». У посланника Аллаха спросили: «Разве Всевышний Аллаха смеётся?».

Он сказал: «Да». Я сказал: «От добра смеха Аллаха мы не останемся в стороне» («Китаб ас Сунна» стр. 54, хадис № 262).

Из этого хадиса нам становится ясно, что Всевышний Аллах смеётся….

2.  Абдалла говорит: «Я прочитал хадис своему отцу… Затем привёл учителей до Саида ибн Джубайра о том, что они говорят: «Души берутся от одного яхонта (рубина), но не знаю о том, сказал он (посланник Аллаха), красного ли цвета или нет эти камни. Саид ибн Джубайр сказал: «они были изумрудом», надпись на них из золота, сделал сам Аллах своей рукой, и обитатели небес слышали во время написания скрип пера» («Китаб ас Сунна» стр. 76, хадис № 382).

3.  «Отец (Ахмад ибн Ханбал) приводит хадис от передатчиков восходящих к Абу А’та, который сказал, что посланник Аллаха сказал: «Всевышний Аллах, облокотившись на камень, написал лично своей рукой Тору для Мусы, жемчугом на скрижалях. Муса слышал скрип пера от написания. Между ним и Аллахом не было никаких преград кроме одной завесы» («Китаб ас Сунна» стр. 76) Что понимаем мы, читая подобные предания? Разве кроме телесности Аллаха можно понять что–либо из этих преданий? Всякий, кто верит в эти хадисы и утверждает, что после этого не представляет Аллаха в своём воображении, говорит неправду, ибо подобные хадисы «заставляют» представлять Аллаха в своём сознании.

Помню, как–то между моим братом и одним из последователей ханбализма зашёл диалог о божественных атрибутах, мой брат считал, что Аллах превыше того, чтобы иметь некоторые атрибуты. В конце дискуссии брат спросил: «Если ты признаёшь подобные атрибуты для Аллаха, то ты должен признать что Аллах имеет руки, ноги, физическое тело, глаза, тогда ты обязательно будешь представлять Его в своём сознании». Тот ответил: «Да, ты можешь представить Его в своём сознании, но не имеешь права описывать своё представление другим». Брат сказал: «Какая разница? Между тем, что если ты поставишь перед собой идола и будешь ему поклоняться или создашь его своём воображении?» Тот сказал: «Это речи рафидитов, да очернит Аллах их лица, они верят в Аллаха, но не признают этих атрибутов по отношению к нему. Значит, они поклоняются Аллаху, которого нет!»

Брат ответил: «Истинный Бог тот, разум в познании и постижении которого бессилен! Его невозможно увидеть, неправильно говорить «Он где?» и «Он какой?», ибо Он создатель места и свойств и особенностей каждой вещи. Знай - то, что ты представляешь, есть только твоё воображение и создание твоего воображения, Его же нельзя представить. Мы выучили от семейства посланника Аллаха следующее высказывание «Всякая вещь, которую ты представляешь в своём сознании  с мельчайшими деталями, есть творение твоего сознания. Оно и возвращается к вам. Поистине полное познание в невозможности познания». Тот в ответ сказал: «Мы признаём по отношению к Аллаху только то, что Он сам признал по отношению к Себе».

Ибн Хузайма приводит в книге «Таухид» хадис от Анаса ибн Малика: «Когда Аллах показался Мусе на горе Он поднял Свой мизинец, на котором было кольцо, к небу и гора рассыпалась в прах». Хамид спросил: «Можно ли приводить подобные предания?»

Тот сказал: «Малик приводит это предание от пророка, а ты спрашиваешь о том, приводить ли его?» («Китаб ат Таухид» стр. 113)

Ибн Ханбал приводит от отца Ахмада подобное этому предание («Китаб ас Сунна» стр. 65, хадис № 317).

Уважаемые читатели! Какой результат вы получаете из всего выше приведённого? Имение рук пальцев, среди всех пальцев мизинца и кольца….

Ханбалиты считают так на основании хадисов. Так Абдалла говорит: «От отца слышал… », затем после того, как приводит передатчиков хадиса, он приводит от Абдаллы ибн Умара, что тот сказал, что слышал от посланника Аллаха, что его светлость сказал: «Ангелы созданы Аллахом из верхней части ног Всевышнего, а также части груди Его» («Китаб ас Сунна» стр. 65).  Также от Абу Хурайры приводится хадис, что посланник Аллаха сказал: «Толщина кожи неверного равняется 32 локтя Аллаха, также и зубы….». Этими хадисами они не ограничились, и стали приводить хадисы о том, что Аллах имеет ноги….

Так Абдалла от отца Ахмада ибн Ханбала приводит с передатчиками восходящими к Анасу ибн Малику, что посланник Аллаха сказал: «Они будут брошены в огонь, и огонь скажет: «Есть ли ещё?» Так будет продолжаться до тех пор, пока Аллах не поставит свою ногу на огонь, и тогда огонь скажет «хватит»…» («Китаб ас Сунна»). Ибн Хузайма приводит от Абу Хурайры, что посланник Аллаха сказал: «Огонь ада не будет насыщен, пока Всевышний Аллах не поставит свою ногу в огонь и тогда огонь скажет: «Теперь хватит». И тогда адский огонь будет полон. Помимо всего выше сказанного мы видим, что ханбалиты верят в то, что Аллах имеет душу. Так в хадисе от Аби ибн Кааба говорится:   «Не говорите плохо о ветре, ибо это душа Аллаха». («Ас Сунна» стр. 190, хадис № 1010)

Для полной «картины» об Аллахе, казалось, осталось только лицо. Или голос?  И снова Абдалла от своего отца приводит предание, что: «Всякий раз, когда Аллах хочет говорить откровение, жители небес слышат звук подобный железу ударяющему о гору» («Ас Сунна» стр. 71, хадис № 353).

После этого они признали, что Аллах имеет вес. Так Абдалла ибн Ахмад с передатчиками от Умара приводит хадис: «Всякий раз, когда Аллах садится на свой трон, слышится звук, подобный тому, как скрипит новое седло» («Ас Сунна» стр. 79, хадис № 402). Также с передатчиками восходящими к Абдале ибн Халифе приводится: «Женщина пришла к посланнику Аллаха и сказала: «Попроси у Аллаха, чтобы он направил меня после моей смерти в рай». Посланник Аллаха восхвалил Господа, затем сказал: «Божественный трон распростерся от небес до земли, всякий раз, когда Аллах садится на него, свободного места остаётся с размера четыре пальца, и слышится скрип подобный скрипу седла, когда на него садятся» («Ас Сунна» стр. 79, хадис № 409).  К комментарию, данного хадиса, шейх Хузайми пишет: «Скрип из-за тяжести….» («Ат Таухид» стр. 106)

Таким образом, из Всевышнего Аллаха они посредством таких хадисов создают нечто подобное человеку, имеющего все атрибуты человека: тело и,  подобно всем материальным существам, ограниченность во времени, месте и т.д. Помимо всего этого они приводят такие хадисы, которые говорят о том, что Адам был создан по образу и подобию Аллаха, и величина Адама была 70 локтей. Они верят, что Аллаха можно увидеть. Так Хузайми приводит хадис от посланника Аллаха, что он сказал: «Я видел Аллаха в самом лучшем виде. Всевышний сказал: «О, Мухаммад!». Я ответил: «Вот я перед тобой, Владыка мой!». Он спросил: «Из-за чего ведут спор обитатели вышних небес?» Сказал: «Не знаю, Господи мой». Аллах проложил мне на плечо свою руку, и я почувствовал холод Его руки, затем я познал всё, что между Западом и Востоком» («Ат таухид» стр. 217). Также приводится предание, что Абдалла ибн Умар ибн Хатаб послал за Абдаллой ибн Аббасом, чтобы у него спросили, видел ли Мухаммад (мир ему!) Аллаха. Тот сказал: «Да». Тогда Абдалла ибн Умар снова посылает своего посыльного, чтобы тот задал еще один вопрос ибн Аббасу «Как он Его видел?». Тот сказал: «Он видел Его в саду зелённом, сидящим на троне из золота. Четыре ангела несли этот трон. Один из ангелов – в виде человека, другой – в виде быка, третий – в виде орла, четвёртый – в виде льва» («Ат Таухид» стр. 198).

На этом мы, пожалуй, остановимся в рассмотрении особенностей взглядов ханбалитов касательно атрибутов Бога. Некоторые из ханбалитов, когда поняли ошибочность своих убеждений, попытались выйти из положения, говоря, что если мы можем представить Аллаха имеющим тело, то это тело не имеет определённых особенностей. Ашариты также посчитали такие оправдания достаточными. Так, в книге «Абана» приводится: «Всевышний Аллах имеет лицо, но оно не имеет особенностей, на том основании, что сам Аллаха сказал:

وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ

«И остаётся лик твоего Господа со славой и достоинством» (Сура 55 аят 27).

Также Аллах имеет две руки, но без особенностей. Как прекрасно сказал поэт:

قد شبهوه بخلقه و تخوفوا
شنع الوری فتستروا با لبلکفه

( یعنی بلا کیف )

Поистине, из Него они  создали подобное творениям и, испугавшись гнева людей, сказали, что нет  «для Него особенностей».

Всякий разумный человек, непредвзято подходящий к данной теме, прекрасно понимает, что такие убеждение противоречат самой сути и духу исламского учения. Их оправдания подобные тому, что  «нет у Него особенностей», не могут быть приняты, они создают ещё больше проблем и непонятностей.

Помню, как я вёл  дискуссию с одним из преподавателей нашего университета, когда разговор зашёл об особенностях того, как Аллаха садится на Свой трон, учитель сказал: «Мы говорим то, что говорили наши праведные предки, они считали, что «воссел Аллах» и это предельно ясно (ма’лум). Особенности (каиф) того, как это Он сделал, нам не известны, вопрос касательно этого есть нововведение (бид*а)». Я сказал: «Таким образом, вы ещё более усугубили проблему и установили больше непонятностей в этом вопросе. После больших усилий вы «воду разъяснили посредством воды». Мой учитель был сильно разозлён. Покраснев от злобы, он сказал: «Каким это образом?!». Я сказал: «Если «воссел Аллах» - предельно ясно,  «особенности» того, как Он это сделал, нам также должны быть известны. Если «особенности» того, как это Он это сделал, не известны, то и само «восседание» нам не может быть известным и ясным. Разум человека не ставит никакой разницы между особенностями (каиф) и известностью (ма’лум) данного дела. Если признать ваши высказывания, тогда мы можем сказать, Аллах имеет тело без определённых особенностей, т.е. тело, не похожее ни на какое другое тело, имеет бороду, кровь….»

Конечно, значения наших утверждений не означает, что мы убеждены в необходимости особых комментариев этих аятов Корана внешне указывающих на то, что Аллах имеет тело. Арабская терминология делится на две части:

1. Таркиби (составное)

2. Афради (отдельное, самостоятельное)

Если существует аналогия, указывающая на то, что в данном предложении или  слове, есть другое значение, то тогда мы можем отличить слово «таркиби» от слова «афради». Но если не существует никакой аналогии, то необходимо принимать внешний смысл. Например, если например, мы скажем «лев» то значение этого слова не может иметь другое значение помимо хищного животного из семейства кошачьих. Но когда мы слово приведём в определённом контексте, но без определённой аналогии, то смысл остаётся тот же. Например, предложение: «Я видел льва, поедавшего свою добычу» Мы под словом «лев» не можем понимать что–либо, помимо животного. Но когда есть определённая аналогия в предложении, например, мы скажем: «Я видел льва, который ехал за рулём машины», естественно под «львом» здесь понимается не животное, а «смелый человек».

Когда арабский поэт говорит:

اسد علی و فی الحروب نعامة
فتخاء تنفر من صغير الصافر 

Предо мной он был подобен льву,
Но в сражении - подобен страусу,
Который боится даже свиста.

Из этого высказывания поэта мы понимаем, что под «львом» здесь понимается отнюдь не животное, но человек. Таким образом, мы можем понимать смысл священных аятов. Например, аят:

يَدُ اللَّهِ فَوْقَ أَيْدِيهِمْ

«Рука Аллаха над их руками» (Сура 48 аят 10), Имеет, прежде всего, значения мощи Всевышнего, но не «физической Его руки». Это подобно тому, как сказать:

البلد فی  يد السلطان

«Город в руках у султана», естественно «не физически руках», но во власти султана. Это будет правильно, если даже две руки султана будут отрублены. Другие аяты также имеют такой же внешний смысл, и нет необходимости их особого толкования. Однако ханбалиты, не поняв этого, стали требовать только «абсолютно внешнего» токования без каких либо общих понятий из аятов Корана.

На этом основании никаких пространных комментариев аятов Корана мы не делаем, а только при более внимательном рассмотрении общего смысла аятов выводим то значение, которое соответствует истине. Те же, кто опирается исключительно на внешний смысл отдельного предложения, не понимает и не  знает хорошо арабской литературы и грамматики. Прежде чем приступить к изучению идеологии Ахмада ибн Ханбала, нам бы хотелось привести хадисы от Ахл аль Байт (семьи посланника Аллаха) касательно атрибутов Бога, чтобы было ясно, что их слова - это свет священного Корана. Причины современных проблем мусульман кроются в том, что большинство оставило путь пророческого рода, последовав заблуждению. Его светлость имам Садык (мир ему!) сказал: «Если люди познали бы наши высказывания, то непременно последовали бы за нами». Мы хотим привести предания из книги «Таухид» шейха Садука, в которой включены высказывания посланника Аллаха и семейства пророка о единобожии и его особенностях. Мы просим вас сравнить эти высказывания с хадисами из книг «Ас-Сунна», «Ат-Таухид» ханбалитского мазхаба.

Хадис имама Риды (мир ему!)

Фатх ибн Язид передаёт: «Когда мы возвращались из Мекки в Харасан, я видел Имама Риду (мир ему!) направляющегося в Ирак. Я слышал, как имам говорил: «Всякий кто боится Аллаха, и его будут бояться. Всякому кто повинуется Аллаху, будут повиноваться». Я постарался приблизиться к имаму, когда мне это удалось, я поздоровался, затем имам сказал:

«Эй, Фатх! Всякий кто получит довольство своего Владыки, не убоится гнева со стороны народа. Кто разгневает своего Господа, достоин того, чтобы гнев творений Аллаха обрушился на него. Творец не описывается, если только посредством того, чем Он сам себя описал. И как возможно, чтобы Он мог быть описан, в то время как бессильны чувства, представление, мысли и зрение в описании  Его. Он превыше того, чтобы быть описанным. Он превыше описаний, Он, в то время как близок к нам, поистине, далёк, в то время как далёк от нас – ближе, чем мы сами к себе. Значит Его отдалённость от нас - близость к нам,  и Его близость к нам  - отдалённость от нас.  Он дал все особенности и признаки каждой вещи, поэтому Ему нельзя сказать «какой Он?»1. Он дал месту место, и Ему не говорят «Он где?»2, потому что Он создал и место и особенности. 

Эй, Фатх! Каждое тело нуждается в пропитании, но наш Создатель податель пропитания. Он - создатель тел и физических строений. Он не имеет физического тела и строения, не имеет составляющих его частей3. В Нём ничего не убавляется и не прибавляется. Он не имеет таких физических чувств, которые дал своим творениям. Он милосерден, знающ обо всём, слышащий, видящий, единый. Он - единственное убежище своих рабов. Он не рождает и не был рождён, и не имеет конца. Он - создатель вещей, тел и податель строения существам. Он даёт строение видам,  и ничто не может быть равным Ему. Если бы было так, как говорят те, кто сопоставляет своего Творца с творениями, то тогда не было бы особой разницы между дающим пропитание и получающим его, между создающим и созданным, между дающим убежище и принимающим его. Он  превыше всего этого и нет ничего подобного Ему».

Я спросил: «Аллах един и человек тоже един. Разве в этом нет схожести?» Он сказал: «Ты сказал невозможное. Да сохранит тебя Аллах в твоей вере, знай, что такая схожесть неосуществима. Ты говоришь о похожести в терминологии, но не в значении. Например, если скажут: «Человек един», то будет иметься виду, что он имеет одно тело.  Но по сути человек не является единым, ибо состоит из различных частей, цвета, которые не являются единым целым, но представляют различные части. Так, например, кровь помимо мяса, а мясо помимо крови. Его нервная система помимо его вен, а волосы помимо его кожи. Черный цвет его волос помимо белой кожи. Значит, человек имеет только имя одного целого, но в значении он не может быть таковым. Но Всевышний Аллах (хвала Ему и велик Он!) Един, и нет ничего единого помимо Него. В Нём нет разногласий, отличий, избытка, или убытка. Но человек - творение, созданное из различных частей, таким образом, он един не по истине, но в названии».

Я сказал: «Вы спасли меня, да пусть Всевышний спасёт и вас! Но вы сказали: Он «слышащий» разве помимо ушей? Или  «видящий», разве помимо глаз?». Имам сказал: «Он то, что видит и слышит. Он - видящий, но не посредством глаз, подобно творениям. Он – слышащий, но не посредством ушей как у творений. Так как скрытое  не скрыто от Него: даже след муравья, на ровном камне в тёмную ночь, и в самой большой глубине океана. Поэтому говорим, что Он - видящий. Но не посредством глаз как у творений. На том основании, что нет ничего подобного Ему, и ни одно услышанное не отвлекает Его от другого  услышанного. Поэтому говорим, что Он  - слышащий. Но не подобно слуху творений» («Ат Таухид» шейх Садук стр. 61, хадис № 18).

Проповедь повелителя правоверных имама Али (мир ему!)

Хвала Аллаху, такому, в восхвалении которого бессильны наилучшие хвалители! Никто не в состоянии сосчитать его милости и все его блага! А прилагающие усилия выполнить обязанности и воспользоваться правами по отношению к Нему - бессильны.  Он - тот, сущность которого никто не в состоянии познать, и никто не способен объять  глубину Его знаний, Он тот, для атрибутов которого нет границ и ограничений. Нет для Него определённого разъяснения Его существования и нет для Него опредёленного времени. Он создал творения своей мощью и привёл в движение ветра своей милостью. Посредством гор успокоил движение земли.

Первое в религии - познание Аллаха. Совершенное познание - признание Его. Полное и полноценное признание заключается в единобожии. Совершенное единобожие в искренности пред Ним. Совершенная искренность, отрицание каких-либо атрибутов у Него. Ибо всякий атрибут, свидетельство о чём-то помимо Него, и всякое описываемое (сущее Творца) - свидетельство о чём-то помимо атрибутов. Всякий, кто опишет Аллаха, поистине, приблизил Его к чему-либо, всякий, кто приблизит Его к чему-либо, поистине, представил два Бога. Всякий, кто представит два сущего для Аллаха, поистине расчленил Его в своём сознании, в свою очередь, всякий, кто так поступает, не познал Творца. Всякий, кто не познал Своего Бога, поистине, указывает на Него4, всякий, кто указывает на Него, причислил Его к числовому значению.

И кто скажет: «Аллах в чём-то», поистине, представил Его в чём-то другом.  Кто скажет: «Аллах где-то», поистине, представил место без Него. В то время как Он был всегда и не является рожденным из ничего, и Он есть вместе со всеми творениями, но в то же время нельзя сказать, что Он вместе с творениями. Он отличается от всех и вся, и нельзя сказать, что он отдельно от Них. Он действующий, но не в значении движения, или посредством чего-либо. Он видящий даже тогда, когда не было ничего. Он единый и нет того, кто был бы с Ним в дружбе (подобно людям) и от разлуки пришёл бы  в печаль и страх (как это бывает среди людей).


1. Ибо такое можно сказать только тому, кто имеет такие то особенности и признаки, но нельзя сказать тому кто создатель особенностей и признаков.

2. Имеется ввиду то, что тот кто создатель места не может имеет определённого места.

3. Имеется виду подобно строениям тела имеющие отдельные части (руки ноги, голова и т.д).

4. Здесь подразумевается невозможность для всех разумных существ дать определённой оценки Его божественной сути, или Его атрибутам.

Back Next