Убеждение ахл ас-Суннат

Дискуссия о значении поклонения

С точки зрения ваххабитов, всякое проявление смирения, покорности, кротости перед кем-либо есть поклонение.

Всякий, кто проявит смирение или повиновение перед кем–либо поистине является рабом тому. На этом основании, всякий кто проявит смирение пред посланником Аллаха или святым аулийя (другом Аллаха) поистине поклонился тому помимо Аллаха. Поэтому всякий, кто совершает путешествие с целью посещения гробницы святого поистине поклонился тому помимо Аллаха, значит, он является кафиром и мушриком. В одном из своих произведений Абд аль Ваххаб пишет: «Всякий, кто с целью прибыли или ради избежания проблем посетит могилу, придёт к дереву, обратится к звезде, или камню поистине совершил ширк, т.е. выбрал себе Господа помимо Аллаха. Таким образом, такой человек опровергает своим действием посланническую миссию. Необходимо требовать от такого человека покаяться, если  же он отказывается - необходимо его убить. Если такой мушрик скажет: «Я имел только цель получить благодать от могилы пророка, я знаю, что только Аллах даёт какую-либо пользу или вред», ему надо сказать: «Просьба детей Израилевых была подобно твоей просьбе. Аллах говорит о них, что когда они достигли какого-то народа, то сказали Мусе: «О Муса сделай нам бога, такого как у них. Муса в ответ сказал: «Вы - люди невежественные» (Акаид аль Ислам» из трактата шейха Абд аль Ваххаб стр. 26). В другом месте он говорит: «Всякий, кто для получения божьей благодати (табарук) использует камни, деревья, или проведёт по могиле пророка или какого либо святого чем-либо, поистине, принял это вместо Аллаха своим Господом» (Акаид аль Ислам» из трактата шейха Абд аль Ваххаб стр. 26).

Для того, чтобы  опровергнуть это неправильное убеждение, нам необходимо вывести общий критерий поклонения. Чистое повиновение и смирение ни на основании коранической традиции, шариата ни на основании простого человеческого разума не может быть поклонением. Мы во многих своих делах, поступках совершаем такое действие, и никому и в голову не приходит, что это есть  поклонение. Например, смиренность ученика пред учителем, или солдата пред своим командиром. Однако никто ещё не указывал на то, что это может быть поклонением. Всевышний Аллах приказывает нам в священном Коране смиренность пред своими родителями. Аллах говорит:

 وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ

«И преклоняй пред ними обоими крыло смирения» (Сура 17 аят 24).

«Крыло смирения» указывает, прежде всего, на наибольшее смирение и повиновение родителям. Однако, никто не скажет, что это есть поклонение им. Помимо всего, одним из призывов священного Корана к правоверным является смирение пред своими братьями. Аллаха говорит:

فَسَوْفَ يَأْتِي اللّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ أَذِلَّةٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى الْكَافِرِينَ

«Аллах приводит людей, которых  Он любит, и которые любят Его, смиренных пред верующими и великих над неверными» (Сура 5 аят 54).

Если признать смиренность как поклонение, то, значит, Всевышний Аллах приказывает мусульманам поклоняться своим братьям по вере?! Это не возможно. Существует помимо этого ещё более ясный аят, указывающий на то, что воззрение неправильно. Аллаха говорит:

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلاَئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُوا

«И сказал Аллах ангелам: «Поклонитесь Адаму». И поклонились они ему» (Сура 2 аят 34)

Итак, если земной поклон, что есть наиболее выразительный образец смирения и повиновения, есть поклонение, то на основании ваххабитских воззрений ангелы совершили ширк, т.е. другими словами стали многобожниками,  а Адам был символом «тагута» идола?!

Из этого аята ясно, что даже самое высокое выражение смирения, каким может быть саджда (земной поклон), также не является поклонением. Никто не может сказать, что Ангелы на самом деле не поклонились Адаму, а просто сделали его своей киблой, как мусульмане Каабу. Это не верно, ибо противоречит внешнему смыслу аята. Если мы признаем, что здесь имеется в виду, что ангелы сделали Адама своей киблой, то тогда не остаётся места для противоборства Иблиса, так как не осталось места «поклонению» человеку, в то время как Иблис говорит: «Или ему я поклонюсь, в то время как Ты его создал из глины?». Или: «Я лучше него». Следовательно, здесь имелось в виду только поклонение, саджда. Если бы говорилось только о том, чтобы поставить Адама как киблу, то не было бы необходимости того, чтобы кибла (Адам) была лучше, чем поклоняющиеся. Иблис отказался поклониться Адаму по причине того, что это поклонение указывала на то, что Адам имеет более высокое положение пред Аллахом, чем другие Его создания.

Как-то один ваххабит, предводитель группы «ансар ас-Сунна» прибыл в город Барбар и выразил мне своё негодование, сказав: «Знай, что поклонение Адаму было на основании приказа Аллаха!». Я сказал: «Значит, ты по-прежнему утверждаешь, что земной поклон есть поклонение, и Аллах приказал ангелам совершить поклон». Он сказал: «Да!»

Я спросил: «Скажи этот приказ, «поклонение Адаму», выводит ангелов из ширка?», он ответил: «Да!».

Я сказал: «Твои слова не имеют подтверждений. Ни один невежественный человек не может это принять, не говоря уже об учёном. Поистине, приказ Аллаха не изменяет сущности дела. Например, если, скажем, что, ругань есть сквернословие, и представим, что Аллах прикажет нам обругивать Фараона, сама ругань от этого не перестанет быть сквернословием. Или проклятие в адрес Фараона может превратиться в восхваление?». Следовательно, если саджду кому-либо помимо Аллаха мы считаем ширком, и Аллах приказывает совершать ширк, то это будет не правильно, ибо Всевышний никогда не прикажет что- либо, что является несправедливостью. Ты имеешь два пути: либо признаёшь, что ангелы были мушриками, и сам Аллах совершил несправедливость, (т.к. ширк, в таком случае -  по разрешению Аллаха), либо признаёшь, что даже земной поклон не является абсолютным символом поклонения. Аллах говорит:

قُلْ إِنَّ اللّهَ لاَ يَأْمُرُ بِالْفَحْشَاء أَتَقُولُونَ عَلَى اللّهِ مَا لاَ تَعْلَمُونَ

«Скажи: «Поистине Аллах не приказывает мерзости! Неужели вы станете говорить на Аллаха то, чего не знаете?» (Сура 7 аят 28). Значит, если бы это поклонение было ширком, то Аллах не приказывал бы совершать его. Помимо всего этого, Аллах сообщает о том, что братья и отец Юсуфа совершили земной поклон Юсуфу, и тот не порицал их за это действие. Аллах говорит:

وَرَفَعَ أَبَوَيْهِ عَلَى الْعَرْشِ وَخَرُّواْ لَهُ سُجَّداً وَقَالَ يَا أَبَتِ هَـذَا تَأْوِيلُ رُؤْيَايَ مِن قَبْلُ قَدْ جَعَلَهَا رَبِّي حَقّاً

«И поднял он своих родителей на трон, и пали они пред ним ниц, и сказал он: «О, мой отец! Это - толкование моего прежнего сна. Аллах сделал его истиной» (Сура 12 аят 100).

В начале суры «Юсуф» приводится:

إِنِّي رَأَيْتُ أَحَدَ عَشَرَ كَوْكَباً وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ رَأَيْتُهُمْ لِي سَاجِدِينَ

«Поистине, я видел одиннадцать звёзд и солнце, и луну видел поклонившимися мне» (Сура 12 аят 4). Из всего выше сказанного мы можем вывести, что не всякое смирение и повиновение есть поклонение. Поэтому нельзя сказать, что мусульманин, который встаёт пред могилой посланника Аллаха, имамов из рода пророка, или другими святыми, выражая, таким образом, пред ними своё смирение и уважение, есть поклонение. Если эти действия есть поклонение, то действие мусульман при совершении хаджа, обход вокруг каабы, целование камня «Хаджар аль асвад», тоже можем назвать поклонением кому-то помимо Аллаха.

Всевышний Аллаха говорит в священном Коране:

وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ

«И пусть обойдут вокруг древнего дома» (Сура 22 аят 29).

Также говорит:

إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِن شَعَآئِرِ اللّهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا

«Кто паломничает к дому или совершает посещение, нет греха на нём, что он обойдёт кругом обоих» (Сура 2 аят 158).

Если бы чистое повиновение и покорность было бы поклонением, нет сомнений, что и данные ритуалы были бы, в таком случае, поклонением этим местам. До этого мы уже говорили, что приказ Аллаха не меняет суть вещей. Но основанная проблема ваххабитов в том, что они не познали сути поклонения. Именно поэтому они только хватаются за внешнее, предпочитая его подлинному смыслу.

 Поклонение в коранической традиции

Поклонение имеет следующее толкование: «Смиренность, повиновение с имением убеждённости в абсолютной божественной сути Того, Кому обращёно это проявление смирения, т.е. имение веры в улухийят (то, что это - твой Бог), имение веры в рубубияйт (то, что Он - твой Господь). Или же вера в то, что тот, кому обращено такое смирение, имеет независимость в принятии решения и своих делах». Следовательно, поклонение  кому-либо  помимо Аллаха именно с таким убеждением есть ширк. Мы видим, что язычники верили в то, что их идолы имеют независимость и божественность. Аллаха говорит в Коране:

وَاتَّخَذُوا مِن دُونِ اللَّهِ آلِهَةً لِّيَكُونُوا لَهُمْ عِزّاً

«И устроили они себе помимо Аллаха других Богов, чтобы они были славой для них» (Сура 19 аят 81). Другими словами, они верили в божественную суть своих идолов. В другом месте Всевышний Аллах говорит:

الَّذِينَ يَجْعَلُونَ مَعَ اللّهِ إِلـهاً آخَرَ فَسَوْفَ يَعْلَمُونَ

«Которые устраивают помимо Аллаха других Богов, и потом они узнают» (Сура 15 аят 96).

Этот аят ясно указывает на то, что язычники считали своих идолов имеющими независимость в действии и божественные качества. Всевышний Аллах говорит:

وَأَعْرِضْ عَنِ الْمُشْرِكِينَ (94) إِنَّا كَفَيْنَاكَ الْمُسْتَهْزِئِينَ (95) الَّذِينَ يَجْعَلُونَ مَعَ اللّهِ إِلـهاً آخَرَ فَسَوْفَ يَعْلَمُونَ

«И отвернись от многобожников! Ведь Мы, поистине, избавили тебя от насмешников, которые устраивают помимо Аллаха других Богов, и потом они узнают» (Сура 15 аят 94, 96).  Этот аят очень хорошо различает основы ширка, которым является признание, что этот идол - Бог, или что он имеет власть над управлением и упорядочиванием дел.

Аллаха говорит:

إِنَّهُمْ كَانُوا إِذَا قِيلَ لَهُمْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ يَسْتَكْبِرُونَ

«Ведь они, когда им говорили «нет божества кроме Аллаха», возносились» (Сура 37 аят 35). На этом основании призыв пророков для язычников был подобен войне против них и их убеждений. И потом, разум человека не может признать то, что поклонение язычников своим идолам, в которые они не имели бы веры, веры в божественную суть, не может быть правильной. Всевышний Аллах говорит языком Нуха (мир ему!):

يَا قَوْمِ اعْبُدُواْ اللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَـهٍ غَيْرُهُ إِنِّيَ أَخَافُ عَلَيْكُمْ عَذَابَ يَوْمٍ عَظِيمٍ

«О, народ мой! Поклоняйтесь Аллаху, нет для вас помимо Него божества, я боюсь для вас наказания Дня великого» (Сура 7 аят 59).

На этом основании Всевышний Аллах указывает, что основным их заблуждением было то, что они не поклонялись Аллаху. Это в свою очередь в корне противоречит убеждениям ваххабитов, которые считают, что язычники признавали Аллаха Господом. На этом основании, поклонение - это смиренность и повиновение с имением убеждённости в абсолютной божественной сути того, кому обращёно это проявление смирения, т.е. имение веры в улухийят, и в рубубияйт. Именно поэтому священный Коран призывает многобожников к поклонению только Аллаху.

 وَقَالَ الْمَسِيحُ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ اعْبُدُواْ اللّهَ رَبِّي وَرَبَّكُمْ

«И сказал Мессия Иисус: «О, дети Израилевы поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему» (Сура 5 аят 72).

Другим важным моментом является то, что если человек будет верить в то, что тот, к кому он обращается, имеет определённую или абсолютную независимость в действии,  подобно тому, как если кто-либо будет верить, что такой-то святой независимо от Аллаха может исцелять, то такая вера есть ширк. На этом основании ясно, что поклонением не является только проявления смирения и повиновения, но необходимо верить в божественную суть и силу того, кому обращено такое смирение.

 Вера в независимость - критерий единобожия и ширка

Критерием отличия многобожия от единобожия, является именно указанный выше момент. Ваххабиты, к сожалению, не обратили особого внимания на это. Они считают, что прибегать к помощи материальных и природных явлений разрешается, например, к помощи людей, транспорта, лекарств, других средств. Однако прибегать к помощи метафизических явлений не разрешается и считается признаком неверия. Такой подход является признаком того, что критерием единобожия ваххабиты считают опору на основу  материального и нематериального характера. Таким образом, использовать материальные явления и брать у них посредство считают разрешённым, в то время как использование нематериальных средств считают признаком неверия.

Однако, если более внимательно посмотреть на это, мы увидим, что всё же критерий единобожия выходит за рамки этих признаков. Основой служит сам человек и его убеждения. Если он верит, что такие средства независимо от Аллаха выполняют какие-либо действия и могут принести пользу и вред, то, несомненно, это - ширк. Например, если человек верит в то, что лекарство независимо от Аллаха может оказать помощь или вред, то это будет являться ширком. Следовательно, материальные или нематериальные явления не оказывают влияния на саму тему многобожия и поклонения. Но основой служит вера человека в абсолютную власть и мощь Аллаха или же неверие в это.

Нет в мире мусульман, которые верят в то, что кто -  или что-либо имеют независимость от Аллаха в действии. На этом основании утверждения ваххабитов не правильны, ведь они обвиняют в неверии и многобожии всех тех, кто признаёт посредничество пророков и святых. Всевышний Аллах говорит о том, что все действия в его власти и всё находится в его непосредственном влиянии. Аллах говорит: 

إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ

«Ведь Аллах – податель надела, обладатель силы, мощный» (Сура 51 аят 58).

Также Аллах говорит: 

 وَلاَ تُؤْتُواْ السُّفَهَاء أَمْوَالَكُمُ الَّتِي جَعَلَ اللّهُ لَكُمْ قِيَاماً وَارْزُقُوهُمْ فِيهَا وَاكْسُوهُمْ وَقُولُواْ لَهُمْ قَوْلاً مَّعْرُوفاً

«И не давайте неразумным вашего имущества, которое Аллах устроил вам для поддержки, и наделяйте их из него, и одевайте их, и говорите им слово благое» (Сура 4 аят 5). В другом месте говорит:

أَفَرَأَيْتُم مَّا تَحْرُثُونَ (63) أَأَنتُمْ تَزْرَعُونَهُ أَمْ نَحْنُ الزَّارِعُونَ

«Видели ли вы, что возделывайте? Вы ли это  сеете, или Мы сем?» (Сура 56 аят 63, 64). В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

وَمَثَلُهُمْ فِي الْإِنجِيلِ كَزَرْعٍ أَخْرَجَ شَطْأَهُ فَآزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوَى عَلَى سُوقِهِ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغِيظَ بِهِمُ الْكُفَّارَ

«Но в Евангелии образ их – посев, который извёл своё побег и укрепил его, он стал твёрдым и выровнялся на стебле, восхищая сеятелей, чтобы разъярить ими неверных» (Сура 48 аят 29).  

اللَّهُ يَتَوَفَّى الْأَنفُسَ حِينَ مَوْتِهَا

«Аллах приемлет душу в момент её смерти» (Сура 39 аят 42).

حَتَّىَ إِذَا جَاء أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لاَ يُفَرِّطُونَ

А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, Наши посланцы успокаивают его, и они ничего не опускают» (Сура 6 аят 61). Всевышний в одном аяте указывает на то, что заступничество принадлежит Аллаху. Аллаха говорит:

 قُل لِّلَّهِ الشَّفَاعَةُ جَمِيعاً

«Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество полностью» (Сура 39 аят 44).

В другом месте Аллах указывает на то, что заступничество имеют те, кому позволил Аллах:

وَكَم مِّن مَّلَكٍ فِي السَّمَاوَاتِ لَا تُغْنِي شَفَاعَتُهُمْ شَيْئاً إِلَّا مِن بَعْدِ أَن يَأْذَنَ اللَّهُ

«Сколько в небе ангелов, заступничество которых ни отчего не избавят, если только после того как разрешит Аллаха» (Сура 53 аят 26, 27).

Также Аллах говорит:

قُل لَّا يَعْلَمُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ الْغَيْبَ إِلَّا اللَّهُ

«Скажи: «не знает скрытого ни в небесах, ни на земле никто кроме Аллаха» (Сура 27 аят 65).

В другом месте Аллах говорит:

وَمَا كَانَ اللّهُ لِيُطْلِعَكُمْ عَلَى الْغَيْبِ وَلَكِنَّ اللّهَ يَجْتَبِي مِن رُّسُلِهِ مَن يَشَاءُ

«И не таков Аллах, чтобы ознакомить вас с сокровенным, но Аллах избирает из своих посланников, кого хочет» (Сура 3 аят 179).

Всякому, кто первый раз посмотрит на эти аяты, покажется, что в них есть какое-то противоречие. Однако, поистине, эти аяты указывают на ту тему, о которой мы говорили. Всевышний при решении и действии независим. Все другие существа при выполнении  дел непосредственно зависимы от Аллаха, Его воли. В Коране мы читаем:

وَمَا رَمَيْتَ إِذْ رَمَيْتَ وَلَـكِنَّ اللّهَ رَمَى

«И не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил…» (Сура 8 аят 17).

В этом аяте говорится о посланнике Аллаха, о том, что он бросил (во врагов), в то время как Аллах говорит, что, поистине, Аллах бросил, но не пророк. Посланник Аллаха бросил только с божьей мощью. Мы можем разделить действия Всевышнего на две части.

1. Непосредственные, прямые действие.

2. Действие посредством, каких-либо причин, или чего-либо. (Например, дождь Аллах посылает посредством облаков). Если человек обращается к этим посредствам Всевышнего с убеждённостью, что они не имеют ничего от себя, и всё во власти Аллаха, то такой человек есть единобожник, в противном случае он совершает ширк. (т.е. в случае если он считает эти посредства независимыми в действии).

Может ли сила или отсутствие таковой быть критерием единобожия и ширка?

Ваххабиты имеют ещё одну ошибку, похожую на рассмотренную нами выше. Они считают, что сила в действии есть ширк. Ибн Аль Кайюм, один из учеников ибн Таймийи, говорит:  «Один из видов ширка, является то, что люди просят помощи у умерших. В действительности умершие уже не могут помочь ни себе, ни другим. Они не могут принести ни пользы, ни вреда» («Фатх аль Маджид» стр. 67). Такие слова, поистине, может говорить только тот, кто не знаком глубоко с исламской традицией. Как возможно, чтобы можно было просить о помощи у живого человека (и это не считается ширком), в то время как просить о помощи у умерших будет считаться ширком? Как мы говорили ранее, критерием, отличающим ширк от таухида, является сам человек и его убеждение. Эти убеждение не относятся только к живым, но могут касаться и тех, кто умер. Ибн аль Кайюм говорит: «умершие уже не могут помочь ни себе, ни другим. Они не могут принести ни пользы, ни вреда». Если эти слова являются правильными, то вывод из них - бесполезное обращение к мёртвым за помощью. Но это не имеет отношения к ширку и единобожию. Что касается слов: «умершие уже не могут помочь ни себе, ни другим», то они касаются как живых, так и мёртвых. Т.е. все мы, как живые, так и мёртвые, не имеем никакой пользы или вреда, всё во власти Всевышнего. Но только по Его милости, и Его разрешению люди могут иметь какую либо пользу, будь то  живые или мёртвые. Помимо выше приведённого, ваххабиты имеют и другие ошибки, которые не менее весомы. Таким образом, мусульманин имеет полное право обратиться за помощью к живым или мёртвым святым.

Всевышний Аллах говорит языком Сулаймана (мир ему!):

قَالَ يَا أَيُّهَا المَلَأُ أَيُّكُمْ يَأْتِينِي بِعَرْشِهَا قَبْلَ أَن يَأْتُونِي مُسْلِمِينَ (38) قَالَ عِفْريتٌ مِّنَ الْجِنِّ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن تَقُومَ مِن مَّقَامِكَ وَإِنِّي عَلَيْهِ لَقَوِيٌّ أَمِينٌ (39) قَالَ الَّذِي عِندَهُ عِلْمٌ مِّنَ الْكِتَابِ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن يَرْتَدَّ إِلَيْكَ طَرْفُكَ فَلَمَّا رَآهُ مُسْتَقِرّاً عِندَهُ قَالَ هَذَا مِن فَضْلِ رَبِّي

«Он сказал: «О, знать, кто из вас придёт ко мне с её троном, прежде чем они придут ко мне покорными?» Сказал Ифрит из джинов: «я приду к тебе с ним, прежде чем ты встанешь со своего места, я ведь для этого силён и верен». Сказал тот, у которого было знание из книги: «Я приду к тебе с ним, прежде чем вернётся к тебе твой взор». Когда же он увидел его утвердившимся у себя, то сказал: «Это из милости Господа моего….» (Сура 27 аят 38, 40).

Его светлость пророк Сулайман (мир ему!) попросил посредничества у своих приближенных, тот же, кто имел небольшие знания из книги смог за доли секунды принести трон царицы Савской (из Йемена в Палестину). На этом основании нам также разрешается просить помощь у тех, кто имеет знание всей книги (Корана), т.е. семейства посланника Аллаха (мир и благословения Аллаха им!)

 Является ли тавасуль (посредничество) запретным делом?

На основании того, что было сказано выше, мы можем сделать вывод, что тавасуль, просьба о помощи у кого-либо, не имеет отношения к единобожию и многобожию. Однако единственное что осталось нерассмотренным нами это вопрос о том, дозволено ли это дело или нет?

Ни один из исламских учёных, как первых поклонений, так и современных, не считали тавасуль запретным делом. Помимо всего, существует большое количество хадисов, указывающих на то, что это дело разрешается. Так, например, мы приведём некоторые их этих хадисов.

Хадис Усмана ибн Ханифа

Один слепой подошёл к Пророку Ислама и сказал: «Попроси у Аллаха для меня исцеление». Пророк, сказал: «Если хочешь, я сделаю за тебя дуа, а если нет, то повременю с этим, и это будет лучше для тебя». Слепой сказал: «Попроси у Аллаха за меня». Тогда Пророк, приказал слепому, чтобы он совершил ритуальное омовение (вузу) и прочитал два раката намаза и затем прочитал следующее дуа: «О, Аллах! Я прошу у Тебя посредством Мухаммада. О, Мухаммад! Я нуждаюсь, я нуждаюсь в твоём посредничестве перед Аллахом. Я обращаюсь к тебе: удовлетвори мою просьбу! О, Аллах, сделай его, (то есть Пророка) моим заступником (в Судный день)» («Муснад» Ахмада том 3 стр. 138, «Сунан» ибн Маджа том 1 стр. 441, «Мустадрак» Хаким том 1 стр. 313, «Джамиа ас Сагир» стр. 59, «Талхис аль Мустадрак» Захаби).

Джафар Субхани пишет: «Этот хадис имеет достоверный санад, так что даже ибн Таймийя признал этот хадис достоверным». Другой известный ваххабитский учёный Рафаи пишет: «Нет никаких сомнений, что этот хадис является достоверным, и зрение того слепого полностью исцелились посредством молитвы за него посланника Аллаха» («Ат Тавасуль ила хакикат ат тавасуль» стр. 158).

Зайни Дахлан в книге «Халасат аль Калам» пишет: «Этот хадис привели также Бухари в «Таирих», ибн Маджа, Хаким, Джалаладдин Суйюти в «Джаме» (Из книги «Кашф ар ратиб» стр. 309, приводится из книги «Халасат аль Калам».).

Существуют и многие другие хадисы, но так как это займёт много времени мы удовлетворимся приведённым. Всякий желающий может обратиться к книгам «Мустадрак», том 2, стр. 616, «Дур аль Мансур», том 1, стр. 59, а также к книгам Табаарани, Байхаки. Хадисы о посредничестве посланника Аллаха у пророков прошлого вы можете найти в суннитских книгах «аль Кабир», «аль Аусат» Табарани, этот хадис Хабабн и Хаким признали в высшей степени достоверным. Также о тавасуле посланника Аллаха вы можете найти в книгах «Муснад», том 3, стр. 21, ибн Маджа, том 1, ст. 256. Помимо всего этого, что немаловажно, все мусульмане, как сунниты, так и шииты, имеют «иджма» общее мнение мусульманских учёных относительно дозволенности тавасуля. Кроме того, «сира муташари’ин»1 указывает на то, что это разрешается.

Дальнейшее рассмотрение убеждений ваххабитов займёт много времени и чтобы сделать это полностью необходимо написать ни одну книгу. Интересно, что один учёный Сийд Мухсин Амин написал большую касыду о ваххабитах, в этой касыде он указал на ошибки ваххабитов и дал ответ на их претензии. С.м. «Кашф ар-Ратиб».


1. Имеется ввиду то что из поколения в поколение от первых мусульман нам дошла такая традиция дозволенности тавасуля, что является довольно сильным доказательством

Back Next