Имам Али бин Аби Талиб (ДБМ)

Али (ДБМ) родился 13-го числа месяц раджаб в 30 году после события "асхаб аль-фил" в Каабе, Храме божьем. Он был в десятилетнем возрасте, когда великий пророк был избран всевышним Господом для осуществления пророческой миссии и в течение всего срока пророческой миссии, продлившейся 23 года, всегда был рядом с его светлостью и не отказывался ни от какого самоотверженности ради ислама и великого пророка (ДБАР).
Нельзя забыть самоотверженность его светлости на пути ислама в дни, когда исламу со всех сторон угрожала опасность.
В ночь, когда безбожники собирались напасть на дом пророка господнего (ДБАР) и убить его, великий пророк сказал Али (ДБМ), что враги собираются напасть на его дом и Господь велел ему покинуть Медину и Али лечь в постель вместо него. Али с радостью выразил свое согласие.
Али сказал:
-О, посланник божий! Если я лягу в вашу постель, вы сможете уберечь себя от опасностей? Пророк ответил:
-Да.
Али (ДБМ) упал на ниц и восхвалил Аллаха и сказал:
-Да буду я жертвой твоей, сделаю все, что ты повелишь и прошу удачи у Господа всевышнего.
Во всех сражениях Али (ДБМ) всегда был рядом с пророком и брал на себя все угрожавшие его светлости опасности.
В мудрости и знаниях он был подобен великому пророку (ДБАР), да так, что, казалось, он представляет собою отражение пророка.
Великий пророк говорил: "Я город знаний, а Али - его ворота, тот, кто хочет войти в него, пусть входит через ворота", а также "Али всегда с истинной и истинна с Али и они неразделимы то, что скажет Али, есть истина и тот путь, который он укажет - путь истины".
Хотя вопрос власти и преемственности великого пророка (ДБАР) был несомненным правом Али (ДБМ) и после смерти великого пророка (ДБАР) это право насильно было отобрано у него, тем не менее Али (ДБМ) ради сохранения основ ислама в течение 25 лет, проведенных вне по справедливости принадлежащих ему прав, не дозволил возникновения фракций среди мусульман и, в итоге, уничтожения врагами ислама основных принципов религии. Наоборот, в течение всего этого времени он всевозможными путями поддерживал ислам и мусульман и в нужные моменты не отказывался от необходимой ориентации. В 35 году лунной хиджры мусульмане выразили ему присягу в верноподданстве в качестве халифа и правителя мусульман. Его правление продлилось пять лет и, в месяце рамадан в сороковом году хиджры мусульман он в куфийской мечети был предан мученической гибели, да хранит его Аллах.
Его пресвященный мавзолей находится в иракском городе Неджефе.

Завещание Али (ДБМ)

Отрывок из завещания эмира правоверных Али (ДБМ) своему сыну имаму Хасану (ДБМ):
"Молитву совершай рано утром и вовремя уплачивай закят (налог в пользу бедных и сирот - пер.). При любом душевном состоянии, в радости и гневе, соблюдай справедливость и уравновешенность. Люби бедных и беседуй с ними.
Сынок, служи на пути Господнем и не забывай заповеди и воздержания от дурного. Со своими братьями по вере будь братом ради Аллаха. В любых условиях не забывай о Боге, будь добр и ласков с детьми, уважай старых, не ешь еды прежде, чем дашь часть ее в качестве милостыни на пути господнем.

Женщина, представившая Али (ДБМ) Муавие (да снизойдет на него проклятие господнее)

После мученической гибели за веру эмира правоверных (ДБМ) дочь Аммара - Суда направилась к Муавие с жалобой на деспотичного правителя, назначенного Муавией. Муавия не стал слушать ее жалобы и сказал:
-Я пошлю тебя к тому правителю, чтобы делал все что ему угодно.
Суде опустила голову и прочла стих следующего содержания:
-Хвала господняя тому, с которым была захоронена и справедливость. Тому, кто был в союзе с Богом и имел прочную связь с верой и истиной.
Муавия сказал:
-Ты, наверное, имеешь ввиду Али?
-Да, Али.
И тогда она рассказала одну историю о его светлости эмире правоверных Али (ДБМ). Во время правления Али (ДБМ) один из чиновников безжалостно измывался над людьми, в результате чего они пожаловали на него Али. Али, услышав эту жалобу, заплакал и сказал: "О Господи, ты сам свидетель тому, что я никогда не говорил им насаждать гнет" и в тот же день снял с должности того чиновника.(Аль-фосул-оль-мохемме, стр. 129, Тегеран, изд., Сафинат- оль-бихар, т. 1, стр. 672.)

Имам Хасан (ДБМ)

В середине благославенного месяца рамазан ее светлостью Фатимой Захра был рожден имам Хасан Моджтаба (ДБМ). Он был первым сыном в семье преемника пророка господнего (ДБАР) и когда посланник господний получил известие о его рождении, он отправился в дом Али и Фатимы, прижал к груди новорожденного и в правое ухо нашептал призыв к молитве (азан - пер.), а в левое ухо - саму молитву и по указу господнему назвал мальчика Хасаном. Одним из известных прозвищ его светлости было Моджтаба.
Имам Хасан (ДБМ) вырос в семье такого отца как Али (ДБМ) и такой матери как Фатима (ДБМ) и с самого младенчества в нем проявились черты великого человека. Великий пророк очень любил его и говорил о нем: "Господи, ты знаешь, что я люблю Хасана и люблю того, кто любит его", а также "Хасан и Хусейн - два имама и два предводителя мусульман, восстанут они или нет", то есть будут молчать ради интересов ислама и мусульман или же возьмут власть в свои руки.
В детстве однажды он и его брат Хусейн (ДБМ) увидели старика, который неправильно совершал возу' (ритуальное омовение перед совершением молитвы - пер.). Они хотели указать ему на его ошибку, но в то же время ввиду его старости не хотели сделать это очень явно. Они подошли к старику и сказали:
-О старец, мы хотим совершить омовение и ты суди о том, кто лучше совершает возу'.
Старик стал смотреть, они оба совершили омовение и тогда старик понял, что он неправильно совершил свое омовение и эти мальчики сделали это ради исправления его ошибки. Он сказал им;
-О светочи очей пророка! Вы правильно совершили омовение, я же - нет и я благодаря вам научился правильному совершению омовения."
Имам Моджтаба (ДБМ) семь лет детства провел с великим пророком (ДБАР) и тридцать лет - с эмиром правоверных Али (ДБМ) и в тридцатисемилетнем возрасте достиг имамата и после десяти полных происшествий лет в сорокосемилетием возрасте был отравлен и предан мученической гибели за веру и похоронен в Медине на кладбище "Баги".

Некоторые из изречений его светлости

Каждый, кто будет ходить в мечеть, получит одну из ниженазванных выгод:
1- постигнет первостепенные принципы религии и ознакомится с исламскими просвещениями;
2- услышит речи, которые направят его к пути праведному и не допустят отклонений;
3- в страхе перед Господом или же от стыда перед народом откажется от совершения грехов;
4- найдет полезного друга (искреннего и праведного друга);
5- обретет милость господнюю.

Перемирие имама Хасана (ДБМ)

После мученической гибели за веру эмира правоверных (ДБМ) иракские шииты и сорок тысяч воинов Али (ДБМ), собравшиеся в местечке под названием "Нахалие", выразили поддержку имаму Моджтаба (ДБМ) и после совершения церемонии присяги верноподданства его светлость в куфийской мечети перед большой аудиторией слушателей произнес весьма важную речь и предостерег людей от отклонений от праведного пути и возможности победы в таком случае дьяволоподобных и презренных людей.
Затем он объявил о своей готовности воевать с Муавие и попросил всех военначальников подготовить войска к походу в сторону Шама и сам в Куфе стал готовить предпосылки для сражения.
Эти известия дошли до слуха Муавие и он понял, что имам Моджтаба намерен продолжать курс своего отца. Муавие, бесподобный во всяких интригах, кознях и затевании различных дьявольских планов, стал затевать планы саботажа, в результате чего под различными предлогами смог привлечь на свою сторону группу приверженцев имама Хасана (ДБМ) и создать раскол в рядах войск его светлости. В результате затеянных козней, взяток и обещаний крупных постов дело дошло до того, что группа врагов имама и отщепенцев, погрязших в мирских наслаждениях, которых, к сожалению, в войске него светлости было больше достаточного, написала письмо Муавие, в котором приглашала его прибыть в Ирак и передать в. его распоряжение связанного по рукам и ногам имама Хасана бен Али (ДБМ). Вместе с тем, имам Моджтаба не отказался от своей мысли и в одной из своих речей сказал: "Муавие с группой из населения Шама движется в сторону Куфы и вам необходимо подготовиться к сражению" и затем приказал казнить подосланного Муавие шпиона. Он в своем письме губернатору Басры Ибн Аббасу потребовал также поступить со шпионом Муавие, который был направлен в тот город.
Вначале люди не ответили на призыв имама Хасана, но в результате поощрений одного из сахабе (сподвижник, приверженец и соратник - пер.) его светлости, обещали оказать ему поддержку. Несмотря на это, когда его светлость отправился в сторону Нахлие, он заметил, что большинство присягавших в верности ему лиц, оставили его и бежали.
Кроме того, некоторые командиры войска имама Моджтаба (ДБМ), получив огромные взятки, отказались от служения имаму и на границе с Шамом с большим числом воинов присоединились к войску Муавие и, в результате, в такой степени дезорганизовали войско и создали такое депрессивное состояние, что каждый судил как ему вздумается. Дело дошло до того, что враги, воспользовавшись создавшейся обстановкой, начали открытую вражду с самим имамом, разграбили его шатер и нанесли его светлости тяжелое ранение в ногу.
Это было краткое описание состояния тех дней имама Хасана. В таком состоянии Муавие выдвинул вопрос о перемирии.
Имам Моджтаба понимал, что если он не пойдет на перемирие, то он и его верные соратники будут перебиты и Муавие после их смерти станет утверждать, что, мол, мы предложили ему перемирие, а он отказался, и в результате окажется так, что будет кровь его светлости будет пролита, а результатов для ислама и мусульман достигнуто не будет.
Осознание долга важнее его исполнения
Иногда долг человека требует, чтобы он недолгое время сидел смиренно и как говорили мудрецы, иногда отступление есть самое большое наступление, иными словами, иногда перемирие может стать самой серьезной борьбой. Если бы имам Моджтаба (ДБМ) оказался под воздействием чувственности некоторых своих соратников, то способстовал гибели своей и соратников и не достиг бы никакого результата. Он полностью осознал, что интересы и выгода ислама и мусульман в создавшихся условиях в перемирии, но только так, чтобы это перемирие отвечало всем интересам мусульман и представило миру ислама истинную сущность Муавие.
В принципе, одной из ошибок ряда обществ является то, что хотят путем войны решать свои проблемы, а некоторые наоборот - путем мягкости и перемирия. Реально думающий человек должен учитывать свои интересы и в соответствии с этим предпринимать меры. Иногда интересы требуют предпринятия военных мое, а иногда - перемирия. Если в исламе имеются законы, связанные со священной войной за веру, то имеются и законы, предусматривающие перемирие в качестве решения проблемы. Если великий пророк при Бадре и Ахзабе пошел на военные меры. то при Ходейбие с теми же врагами пошел на перемирие и подписал известное в истории перемирие Ходейбие.
Именно поэтому имам Моджтаба (ДБМ) по указу господнему в соответствии с мирным соглашением пошел на перемирие с Муавие, включавшем несколько пунктов. Из содержания соглашения было видно, что имам Хасан был весьма внимателен в его составлении и больше всего усматривал интересы исламской уммы. То, что Муавие не стал исполнять пункты мирного соглашения, показало людям лишь его истинную суть. Люди поняли, что Муавие не может быть исламским вождем и пришел к власти только ради власти и совершения преступлений.

Текст мирного соглашения

1- Муавие должен действовать в соответствии с Книгой господней и традициями пророка (ДБАР);
2- Муавие должен воздержаться от сквернословий и оскорблений в адрес Али (ДБМ) и должен распорядиться своим подчиненным, чтобы они не сквернословили на его светлость;
3- Не назначать после себя никого преемника и наследника;
4- Имам (ДБМ) не должен называть Муавие "эмиром правоверных";
5- Муавие должен прекратить мучения сынов имама Али (ДБМ) и их друзей, чтобы они спокойно подобно всем другим могли жить;
6- Часть из доходов государства должна быть предоставлена в распоряжение имама Хасана (ДБМ) с тем, чтобы его светлость мог распределить ее среди семей, лишившихся своего главы в сражениях Джамаль и Саффейн, и выплатить долги, полученные ради удовлетворения интересов народа.

Имам Хусейн (ДБМ)

Третьего шаабана четвертого года исторического переселенsия великого пророка (ДБАР) родился Хусейн (ДБМ). Великий пророк волей господней назвал его Хусейном и в день его рождения предвестил о его мученической гибели за веру и сказал, что его убьет группа безбожников и тиранов из рода Омайе (омавиды - пер.) и Господь не доведет до них мое заступничество.
Имам Хусейн сорок шесть лет прожил вместе со своим отцом и матерью и братом имамом Хасаном и в сорокосемилетнем возрасте после смерти брата имама Хасана достиг звания имама и встал во главе имамата. Его светлость мучался существованием деспотического режима Муавие, но пока Муавие был жив он не мог ничего сделать. Подобно тому как имам Хасан (ДБМ) ради высших интересов ислама волей господней с некоторыми условиями пошел на перемирие с Муавие и выгоду ислама видел в том, чтобы прекратить войну с Муавие, его брат имам Хусейн (ДБМ) в течение десяти лет пока был жив Муавие волей господней считал целесообразным воздержаться от восстания против Муавие.
Но как только Муавие умер, Язид объявил себя халифом мусульман и для упрочения своей позиции потребовал у всех знатных личностей и в том числе у имама Хусейна принести присягу в верноподданстве. Его светлость с первых же часов сказал, что когда такие люди как Язид, пристрастный к выпивке, азартным играм и разврату и даже внешне не соблюдающий исламские законы, хочет взять в руки исламскую власть, то следует считать дело ислама поконченным, ибо он хочет мощью ислама погубить ислам и потому не согласился дать присягу Язиду в верноподданстве и не признал власть Язида. Он волей господнй и ради сохранения интересов ислама готов был пойти на любое самопожертвование, но не признать власть Язида.
Именно поэтому, когда в шестидесятом году хиджры (мусульманское летоисчисление со впремени исторического переселения пророка из Мекки в Медину - пер.) население Куфы пригласил его посетить их город, он отправился в сторону Ирака и с самого начала своего движения и до дня мученической гибели в своих высказываниях дал понять сопутникам и мусульманам, что моей целью от этого восстания является заповедь и воздержание от дурного и протест против гнета и непризнание власти насилия и гнета, а также выражение поддержки Корану, исламу и пророку ислама. Наконец, в результате этой выдержки и стойкости он, его дети и юноши из рода Бани Хашем, которые были вместе с ним и сопровождали его в Кербелу, были преданы мученической гибели омавидами и последователями Язида. Часть членов его семьи попала в плен и мир того времени и сегодняшний мир понял, что во имя наивысшей божественной цели самопожертвование необходимо. Они своим поступком подобно яркому солнцу на небосводе ислама навечно оставили свои имена в истории.

Один урок из учения Хусейна (ДБМ)

С того самого времени как Хусейн (ДБМ) был предан мученической гибели за веру, его почитатели и приверженцы ежегодно устраивали и устраивают церемонии почитания памяти о нем и потому, удостоившись чести посетить мовзолей его светлости, возобновляют свою память о Кербеле.
Наши непорочные вожди всегда проявляли усилия с тем, чтобы сохранить навечно память о Кербеле и многократно проводили собрания в память о той трагедии и высказывались о пользе скорби и оплакивании имама Хусейна.
Абу Омаре как-то сказал: "Однажды я был у имама Садега (ДБМ). Его светлость велел прочесть стихи, в которых оплакивается и выражается скорбь по имаму Хусейну (ДБМ). Как только я начал читать стихи, послышался плач имама Садега. Итак, я читал, а он -плакал и когда я кончил читать, он высказался по поводу пользы скорби и плача по имаму Хусейну".(Бихар-оль-анвар, т. 44, стр. 282.)
Да, оплакиваение и скорбь по имаму Хусейну и истории события Кербелы имеет много весьма ценной пользы. В то же время следует помнить, что проведение церемоний скорби и оплакивание имама Хусейна и пересказывание события Кербелы имеет ввиду то, чтобы эти церемонии были уроками из учения набожности и самоотверженности за веру, уроком свободолюбия и борьбы за честь в истинном смысле слова, уроком поддержки Корана и священных законов Корана, а не просто бесцельное оплакивание. Да, истинной целью от оплакивания является сохранение вечно живой памяти об имаме.

Часть из одной молитвы имама Хусейна (ДБМ)

"О Господи, признаюсь в Твоей единственности и пересчитываю Твои блага, хотя и знаю. что они не могут быть перечислены, ибо знаю, что ТЫ дал мне бесчисленные блага.
Твои блага с момента моего сотворения Тобою были со мной. С самого начала ТЫ держал меня вдали от бедности, невежества, мук, страданий и трудностей и создал для меня все условия благоденствия. О наилучший из тех. у кого просят помощи и милейший из тех, у кого просят прощения.
О тот, кто знает о закрытых глазах и тайных взглядах, о тот, от кого нелязя скрыть душевные тайны, о наимилейший из милейших приветствуй Мухаммеда и род его. О Господи. я достоин низости, а Ты можешь только прощать и быть милосердным".
Это была часть молитвы имама Хусейна (ДБМ). которую он плача прочел в день Арафе в пустыне Арафат тем самым преподнес народам мира урок достоинства и боголюбия.

Имам Саджад (ДБМ)

Его светлость звали Али, сын имама Хусейна. Самыми известными его прозвищами были "Саджад" и "Зейналабедин". Родился пятого или пятнадцатого числа месяца раби-оль-авваль тридацать шестого или тридцать седьмого года (в соответствии с различными версиями) и в шестьдесят первом году хиджры после мученической гибели за веру отца имама Хусена получил звание имама и достиг имамата.
Время его имамата совпал с периодом могущества омавидских халифов, которые были во вражде с родом пророческим. В этот период произошли страшные события и кровавые восстания, приведшие к усилению трудностей для его светлости, которые временами ставили под угрозу жизнь, а иногда и престиж его светлости. Но несмотря на все это, он своей прозорливостью, терпеливостью и твердостью духа преодолел все трудности и смог защитить честь свою и своего народа.
Он был не только аскетически настроенным вождем, но и мудрым и прозорливым руководителем, все усилия которого во всех кризисах были направлены на благо ислама и мусульман. Одной из крупных услуг его светлости миру ислама и исламскому просвещению был известный сборник молитв, который известен под названием "Сафинее камелее саджадие". В этой книге в форме молитв и излияния души Господу всевышнему и ни в чем не нуждающемуся выражены идейные, философские, нравственные и общественные мотивы. И на самом деле, подобную книгу никто другой кроме имама непорочного, являющегося наследником пророческих познаний, не мог представить в распоряжение народа.
25 махаррама 95 года хиджры его светлость возрасте 57 или 59 лет был отравлен приспешниками омавидского двора и предан мученической гибели. Могила его светлости находится в Медине. Да будет мир с ним.

Некоторые высказывания его светлости:

Самым дорогим для Господа является тот из вас, кто больше совершает добродеяний и самым почтенным из вас для Него - более богобоязненный и воздержанный от грехов.
О человек, ты рано или поздно покинешь этот свет и вновь будешь оживлен и предстанешь перед судом господним, так подготовь ответ за свои деяния.(Тохфат-оль-огул, стр. 280.) Это значит, что пока не поздно и есть время задумайся над жизнью после смерти и старайся достичь благоволения господнего.
Если все люди умрут и я останусь один, то мне не будет страшно, ибо со мной будет Коран.(Васаел-оль-шият, т. 3, стр. 582.)

Имам Багер (ДБМ)

Имя его светлости было Мухаммед, а именовался он как "Багер-оль-олум", то есть раскрывающий науки. Отцом его был его светлость имам Саджад (четвертый имам), а мать звали Фатимой - дочь имама Хасана Моджтаба, именно поэтому его светлость с двух сторон, со стороны отца и матери считался алавидом, то есть его родители были потомками его светлости имама Али).
Его светлость родился в Медине первого числа месяца раджаб 57 года хиджры и в 95 году, то есть в тридцатидевятилетнем возрасте достиг имамата. Ввиду того, что в конце его жизни династия омавидов находилась в состоянии упадка и деградации, его светлость получил хорошую возможность распространения среди народа исламских законов и просвещения и воспитал большую плеяду талантливых учеников и специалистов в области исламских преданий.
Факихи и ученые того времени получали большую научную пользу от его светлости. Абдулла бен Ата по этому поводу сказал: "До сих мы не видели, чтобы какой-либо ученый проявлял столько смиренности как перед имамом Мухаммедом. Например, Хаким бен Отайбат, который был одним из крупных ученых того времени, в присутствии имама сидел смиренно подобно ученику перед учителем".(Анвар-оль-бахият, стр. 62.)
Имам Садег (ДБМ) говорил по этому поводу: "Отец мой его светлость Багер (ДБМ) постоянно упоминал Аллаха, когда мы ходили, я видел, что он занят упоминанием имени господнего, во время еды. когда он был занят беседой с людьми, в любых условиях его губы нашептывали хвалу Аллаху и он всегда нам велел читать Коран".
Также имам Садег говорил: "Когда мой отец имам Мухаммед Багер повелевал людям сделать какое-то дело. то сам шел вперед и смотрел за исполнением его повеления и когда видел, что совершение какого-либо дела связано с трудностями, говорил "бисмиллах" и начинал помогать".(То же, стр. 66.)
Имам Мухаммед Багер (ДБМ) умер 7 числа месяца зихадже в 114 году хиджры, то есть в пятидесятисемилетнем возрасте и был похоронен в Медине на кладбище Баги.

Некоторые из высказываний его светлости

Имам Багер как-то одному из своих приспешников и сахабе Джаберу бен Джа'фи сказал: "О Джабер! Клянусь Аллахом, что шиитом является тот, кто покорен повелению господнему, богобоязненен и воздержан от грехов и самым любимым рабом божьим является тот, кто был более воздержанным и по повелению господнему действовал лучше и больше.
Клянусь Аллахом, что исключительно единственным путем достижения милости господней и приближения к престолу его является покорность ему. Мы не имеем для вас предвестия об адовом огне. Кто покорен Господу, тот наш друг, а тот, кто грешит - наш враг.
О Джабер! Нашим соратником может быть лишь богобоязненный и добродетельный человек".(Осул-е кафи, т. 2, стр. 74.)

Имам Садег (ДБМ)

Имя его светлости было Джафар, а прозвище -Садег. Отцом его светлости был имам Мухаммер Багер (ДБМ), а матерью - Омм- Фарве. самая воздержанная и богобоязненная женщина своего времени. Родился его светлость в Медине 17 числа месяца ради-оль-аввал 83 году хиджры и в 32 летнем возрасте достиг имамата. Его светлость всю свою благородную жизнь посвятил воспитанию тысяч учеников и максимально использовал создавшуюся обстановку, то есть ослабление династии омавидов и их противостояние династии аббасидов, для распространения исламского просвещения и науки среди мусульманского народа.
Около четырех тысяч человек высказали предания о его светлости и некоторые из них достигли высших научных степеней.
Одним из них был Джабер бен Хайан, который по признанию друзей и недругов был основоположником науки химии. Другим его учеником был Мухаммед бен Мослем, который услышал и пересказал тысячи преданий о его светлости и третьем его учеником был Хишам бен Хаким, который был видным ученым своего времени в области схоластики и убеждений.
Один из сахабе его светлости Моалли бен Хонейс рассказывает: "Однажды вечером, когда дождливые тучи заволокли небо, его светлость имам Садег (ДБМ) вышел из дома и пошел в сторону беседки, именовавшейся "бани саэде", где спали бедные и приезжие. Я отправился вслед за ним. Вдруг я заметил, что какая-то вещь выпала из рук его светлости. Я быстро подошел и поздоровался. Он сказал: "О Моалли, собири их и дай мне". Я пощупал рукой по земле и нашел несколько хлебных лепешек, собрал их в небольшой мешок и дал его светлости. Я попросил разрешения у его светлости понести мешок, но он сказал, что он более достойный нести мешок. Когда мы подошли к названной беседке, то я заметил несколько спящих бедников. Его светлость у подушки каждого из них положил по лепешке. Я спросил у его светлости:
"Они ваши шииты?" Он сказал: "Если бы они были моими шиитами, то я больше этого мог ухаживать за ними".(Ойун-оль-ахбар-ар-Реза, т. 2, стр. 87, кумское изд.)
Да, одной из программ его светлости пророка (ДБАР), имама Али (ДБМ) и других наших духовных предводителей было то, что они всегда помнили о бедных и измученных и старались быть соучастными в их тяготах.
Имам Садег в 148 году был отравлен по указу аббасидского халифа Мансура и скончался 25 числа месяца шаввал в 65 летнем возрасте и был похоронен на кладбище Баги рядом со своим отцом имамом Мухаммедом Багером, предком имамом Саджадом и дядей по отцу имамом Хасаном (ДБМ). Да будет мир с ним.

Наставления его светлости перед смертью

Жена его светлости имама Садега (ДБМ) Омм-Хамиде рассказывает: "Имам Садег (ДБМ) перед смертью открыл свои глаза и велел созвать всех родственников у его постели. Все из рода Хашеми собрались вокруг него и он в их присутствии сказал:
"Заступничество наше от рода пророческого не получит тот, кто будет считать молитву делом ненужным и не будет уделять ей должного внимания".(Васаел-оль-шият, т. 3, стр. 17.)

Имам Казем (ДБМ)

Имя его светлости было Муса и известным его прозвищем было Казем. Его отцом был имам Садег (ДБМ), а матерью - Хамиде, мудрая и знающая женщина, к которой имам Садег (ДБМ) рекомендовал обращаться женщинам, желающим познать религиозные законы и положения. Родился он 7 числа месяца сафар 128 года хиджры и в 21 летнем возрасте достиг имамата. Его светлость часть своей благородной жизни провел в тюрьме, ибо аббасидский халиф Гарун был недоволен популярностью его светлости среди народа и под различными предлогами часто бросал его в темницу. Его светлость в тюрьме также не переставал молиться. В одной из тюрем аббасидский халиф направил очень красивую женщину в тюрьму в качестве прислуги его светлости с тем, чтобы он влюбился в нее и он мог поднять против него пропагандистскую шумиху.
Через несколько дней некто по указу аббасидского халифа отправился в тюрьму, чтобы узнать в каком состоянии находится его светлость и та женщина. Когда он вошел в темницу, то заметил, что в одном углу молится его светлость, а в другом - та женщина.
Женщину отвели к аббасидскому халифу и спросили почему она изменила свою программу. Она ответила:
"Программа имама Казема и его молитвы оказали на меня воздействие и изменили меня (но я его никак не смогла изменить)."(Манагеб Ибн Шахрашуб, т. 3, стр. 415, неджеф. изд.)
Да, люди божественной веры, их образ жизни и поведение всегда имели воздействие на окружающих и способствовали их изменению, а не так, чтобы окружающие воздействовали на них и способствовали погрязанию их в пороках.
Его светлость был предан мученической гибели за веру в багдадской тюрьме от подсыпанного аббасидскими приспешниками яда в его пищу и умер 25 числа месяца раджаб в 183 году хиджры в 55 летнем возрасте. Он был похоронен в том же городе в курейшитском кладбище, которое впоследствии стало известно как Каземейн и с того самого времени его могила стала местом паломничества мусульман, в частности, шиитов.

Из высказываний его светлости

Тот, у кого вчерашний день равен сегодняшнему, то есть после 24 часов жизни он не предпринял ни одного шага в сторону человечности и нравственности и во имя совершенства религии и набожности, тот обманут. Это значит, что он лишился части своего капитала и взамен ничего не получил.
Тот, у кого сегодняшний день хуже вчерашнего, то есть вместо духовного и нравственного прогресса у него произошел регресс и у него появилась склонность к порокам, тот не достигнет милости божьей.

Имам Реза (ДБМ)

Восьмой непорочный имам его светлость Реза (ДБМ) родился в Медине 11 числа месяца зилгаде в 148 году хиджры. Отцом его был имам Казем (ДБМ), а матерью - ее светлость Наджме, лучшая женщина своего времени. В 183 году в 36 летнем возрасте достиг имамата.
Его светлость в период халифатского правления Мамуна и по его настоянию был принудительно направлен в Хорасан и принял пост наместника Мамуна. В Хорасане провел встречи и диспуты с учеными всех религий и все они признали и преклонились перед его величием и знаниями.
Некто, житель Балха рассказывает, что однажды я был в гостях у его светлости имама Реза. Его светлость велел постелить скатерть для еды и вся прислуга, даже негры сели вокруг скатерти и начали есть вместе с его светлостью. Я его светлости сказал, что было бы лучше, если бы отделили свою скатерть от них. В ответ он сказал: "Успокойся, наш Бог один и все мы от одного отца и матери и вознаграждение каждого зависит от его деяний".(Анвар-оль-бахият, стр. 106.)
Каждый раз, когда он садился есть и прежде, чем приступить к еде, он отправлял бедным и неимущим часть еды, имевшейся на скатерти и лишь затем приступал к еде.
По вечерам мало ел и часто не спал до утра. Он много постился и никогда не забывал про трехразовый пост в каждом месяце, то есть в первый четверг вначале и в конце месяца и в среду в середине месяца.
В темноте ночи отправлялся в дома бедным и раздавал среди них все, чем можно им было им помочь.
В 203 году хиджры, когда его светлости было 55 лет, аббасидский халиф в страхе перед ростом популярности его светлости в народе приказал отравить его. Он умер в конце месяца сафар и был погребен в Мешхеде и сейчас мовзолей его светлости является самой большой реликвией шиитов мира.

Из высказываний его светлости

Поклонение Богу не зависит от множества совершения молитвы и соблюдения поста, богослужение и поклонение требует, чтобы человек был думающим и думал об обязанностях своей религии и своих обязанностях и при любых условиях мог бы определить свою задачу и старался исполнить ее.
Чистота - нравственное качество божественных пророков.
Упование и доверие Аллаху означает, чтобы человек не боялся никого, кроме Господа всевышнего.
Помощь бедным и неимущим лучше милостыни на пути господнем.(Тохфат-оль-огул, стр. 446.)

Имам Джавад (ДБМ)

Имя его светлости было Мухаммед, а самым известным его прозвищем - Джавад. Его отцом был имам Реза (ДБМ), а матерью - Сабике. Родился он 10 числа месяца раджаб в 195 году хиджры в Медине. В 203 году, то есть в девятилетнем возрасте достиг имамата. Как было сказано выше, звание имамата является назначением божественным, определяемым Господом и его посланником и не имеет никакой связи с возрастом, то есть пророк господний велел, что после восьмого имама его светлости Реза имамом будет его сын Мухаммед бен Али и именно по этой причине его светлость Реза перед смертью назначил его светлость на имамат.
Однажды, когда имам Джавад вошел в мечеть великого пророка (ДБАР), Али бен Джафар, сын имама Джафара Садега (ДБМ), который был дядей отца его светлости, сидел в мечети и как только его светлость вошел, он без туфлей и верхней накидки побежал навстречу его светлости, выразил все почести уважения, поцеловал ему руку и уважительно встал рядом с ним. Его светлость Джавад сказал: "Садись". Али бен Джафар сказал: "Как я могу сидеть при вас, если вы стоите?"
Увидевшие эту сцену присутствующие после ухода имама Джавада стали порицать Али бен Джафара и сказали, что ты дядя его отца, а он внук твоего брата. так почему же ты оказываешь ему столько внимания. Али бен Джафар взял в руки свою бороду и сказал:
"Когда Господь всевышний с этой белой бородой не признал меня достойным на имамат, а его счел достойным, несмотря на его возраст, вы предлагаете мне нс признавать его, упаси боже меня от того, что вы мне говорите (он наш имам и нам необходимо следовать за ним и выражать ему все почести уважения).
Яхья бен Аксам рассказывает: "Однажды я вошел в мечеть пророка и стал осматривать гробницу его светлости пророка и заметил, что его светлость также занят осмотром могилы его светлости. Я завел с ним беседу о некоторых вопросах, а он - отвечал на них. Тогда я сказал его светлости: "Хочу задать вопрос, но стесняюсь его задать". Он сказал: "Я заранее знаю вопрос, который ты хочешь задать. Ты хочешь спросить - кто имам и вождь мусульман после моего отца восьмого имама?" Я сказал: "Клянусь Аллахом, что моим вопросом был именно этот вопрос". Он сказал: "После отца я имам и наместник Бога на земле".(Исбат-оль-хидат, т. 6, стр. 167; Анвар-оль-бахият. стр. 129.)
Его светлость в 220 году в конце месяца зилгаде в двадцатипятилетнем возрасте по указу аббасидского халифа Мотасема был отравлен и предан мученической гибели и похоронен в Багдаде (Каземейн) рядом с могилой своего предка Муса бен Джафара (ДБМ).

Из высказываний его светлости

Некто его светлости сказал: "Поувещай меня". Его светлость сказал: "Ты солгасишься?" Он сказал: "Да". И тогда его светлость высказал предложение следующего содержания: "Оставь в сторону страсти и противоборствуй душевным вожделениям, знай, что Аллах всегда видит тебя и помни, что делаешь и кто ты есть".(Тохфат-оль-огул, стр. 455.)

Имам Хади (ДБМ)

Имя его светлости было Али, а самым известными прозвищами были Наги и Хади. Его отцом был его светлость Джавад, а матерью - Сейеде, которая, как говорили в то время, не имела равных в воздержанности и богобоязненности. Родился он 15 числа месяца зилхадже в 212 году хиджры и после отца достиг имамата.
Исмаил бен Мехран рассказывает: "Когда имам Мухаммед Таги собирался из Медины отправиться в Багдад, я сказал ему: "Да буду я жертвой твоей, боюсь, что в этом путешествии вас будет предостерегать опасность. Кто после вас будет нашим имамом и вождем?" Его светлость обернулся ко мне и с улыбкой сказал: "В этом году я не умру (он поехал в Багдад и, как он говорил, целый и невредимый возратился обратно). Но когда во второй раз аббасидский халиф вызвал его в Багдад, я пошел к его светлости и сказал:
"Да буду я твоей жертвой, вы уезжаете, на кого вы возлагаете вопросы имамата после себя?" Его светлость заплакал и сказал: "Да, в этой поездке они убьют меня и имамат после меня возлагается на моего сына Али".
Готб Раванди рассказывает: "Его светлость Хади подобно своим предкам владел всеми хорошими качествами и ночи напролет занимался богослужением.
Когда бывал среди народа, губы его всегда улыбались и были заняты причитанием имени господнего".
Его светлость длительное время своего имамата в городе Самера находился под контролем аббасидского режима, повелением которого был и отравлен и 3 числа месяца раджаб в 254 году в 42 летнем возрасте покинул этот свет и похоронен в Самере.
Некто удостоился чести встретиться с его светлостью и с дрожью в голосе сказал: "Моего сына арестовали по обвинению к любви к вам и сегодня вечером хотят казнить'" Его светлость сказал: "Что я могу сделать для тебя?" Он сказал: "То, что хотят мать и отец для своего дитя, то есть хотят освобождения своего сына". Он сказал: "Иди домой, завтра твой сын свободный придет домой". На следующий день его сын возвратился домой и рассказал, что для него даже вырыли могилу и Господь всевышний молитвой его светлости Хади спас его.

Из высказываний его светлости

Ценность людей в этом мире равносильна их богатству, тогда как в потустороннем мире их ценность будет расцениваться их добрыми делами.
Мир подобен рынку, где купцы и торговцы заняты торговлей, некоторые получают прибыль (лишившись жизни, получают взамен милость господнюю), другие несут убыток (сами для себя разжигают адов огонь).(Тохфат-оль-огул, стр. 483)

Имам Хасан Аскари (ДБМ)

Его светлость родился в Медине 8 числа месяца раби-оль-сани в 232 году хиджры. Его отцом был имам Али Наги, а матерью - Салил, очень богобоязненная и набожная женщина. В двадцатидвухлетнем возрасте достиг имамата и 260 году хиджры, то есть в возрасте 28 лет был отравлен как и отец и предан мученической гибели за веру и похоронен в Самере рядом со своим отцом.
Его светлость был четырехлетним, когда вместе с отцом из Медины переехал в Ирак и поселился в городе Самере, где находился под контролем аббасидского двора, а иногда пребывал в заключении и в большинстве случаев ему было запрещено встречаться с народом.
Иса бен Сабих рассказывает: "Когда я был в тюрьме, туда же привели имама Хасана Аскари. Я получил много выгоды от научных бесед его светлости. Иногда он мне говорил, например, что я прожил шестьдесят пять лет, столько-то месяцев и столько-то дней. Когда я подсчитывал дату своего рождения, оказывалось совершенно точно".(Бихар-оль-анвар, т. 500 стр. 275.)
Абу Хашем Джафари рассказывает: "Когда у меня были материальные затруднения, я хотел обратиться за помощью к имаму Хасану Аскари, но мне было очень стыдно сделать это. Когда я пошел домой, оказалась, что имам Хасан Аскари прислал с кем-то сто ашрафи (золотые монеты - пер.) вместе с письмом, в котором говорилось, что когда понадобятся деньги, не стесняйся и обращаяйся ко мне".(Кашф-оль-гуммат, т. 3, стр. 287.)
Однажды аббасидский халиф Мостансер Билла прибыл в Самеру, посетил могилу имама Али-наги и имама Хасана Аскари, а оттуда намеревался посетить мовзолей аббасидских халифов. Когда он подошел к их мовзолею, то заметил, что это место было очень загрязнено и было видно, что никто не посещает его.
Один из сопутников Мостансер Билла сказал: "Вы, повелитель этого государства, имеете столько власти и могущества, так почему же могилы ваших отцов и предков должны быть в таком состоянии, никто не посещал бы их, не было бы прислуги, которая должна была ухаживать и чистить это место. Тогда как могилы отроков Али (ДБМ) (могилы имама Али ан-Наги и имама Аскари), как вы видите, совершенно чисты, обложены коврами и украшены лампадами.
Мостансар совершенно откровенно высказал истину и сказал: "Это веление божье и если мы заставим людей почитать могилы наших предков, то это практически будет невозможно (то есть люди от всей души любят их и уважают их при жизни и после смерти, тоща как нас они не любят и пока мы живы, страшатся нашей силы и могущества, они нас уважают пока мы живы, а как только покинем этот свет, полностью забывают о нас, короче говоря, силой и принуждением нельзя добиться любви и убеждений."

Из высказываний его светлости

Самым богобоязненным является тот, кто воздерживается от подозрительных дел и имущества (то есть того, что, предположительно, может быть недозволенным). Самым благочестивым является тот, кто хорошо выполняет свои религиозные обязательства. Самым воздержанным является тот. кто воздерживается от всего запрещенного и порочного.
Будьте богобоязненными и ваши действия должны быть таковыми, чтобы это способствовало нашей гордости, когда люди узнают, что вы наши шииты.(Тохфат-оль-огул, стр. 488.)

Мехди-обещанный, имам эпохи

Вопрос о пришествии всемирного спасителя, который изменит облик мира и установит в переполненном гнетом и злодеяниями мире мир справедливости и правосудия, поставлен во всех небесных писаниях и божественных религиях. Пророк ислама (ДБАР), согласно многим преданиям, пересказанным из шиитских и суннитских источников, повелевал: "Когда весь мир будет переполнен гнетом и злодеяниями (то есть когда человеческое общество превратится в общество хищников), появится мой одиннадцатый сын, чье имя и конья совпадают с моим именем и коньей "Мухаммед" и "Абульгасем", и положит конец всем несчастьям и в полном смысле слова распространит ислам по всему свету".
Особенности двенадцатого имама его светлости Мехди высказаны в преданиях суннитского и шиитского происхождения, некоторые из которых предлагаем вашему вниманию:
Его светлость - отрок пророка, Али, Фатимы и Хусейна. Он девятый отрок имама Хусейна и шестой отрок имама Садега и четвертый отрок имама Резы и сын Хасана Аскари.
У него два периода отсутствия или же, точнее говоря, скрытия от глаз, из которых первое -недолговременное, а второе - очень длительное. Второе отсутствие настолько длительно, что те, кто не имеют прочной веры, постепенно начнут сомневаться.
Жизнь его светлости будет очень длительной.
Когда он появится, весь мир будет переполнен им справедливостью и правовсудием и во всем мире будет установлена божественная власть.
Эти и другие особенности, пересказанные в сотнях шиитских и суннитских преданиях, приведены с тем, чтобы люди распознали тех, кто выдает себя за Мехди-обещанного, не поддались их обманам и не сбились с праведного пути.
Двенадцатый имам его светлость Мехди родился в 255 или 256 году хиджры в городе Самера и до 260 года. Когда скончался его отец, многие видели его светлость в детском возрасте в доме имама Хасана Аскари (ДБМ) и могли наблюдать в нем признаки величия и особенности имама. Сам имам Аскари в рамках дозволенного напоминал людям вопрос об имамате его сына.
С 260 года, когда скончался его достопочтенный отец имам Аскари, его светлость исчез с глаз народных (ибо аббаоидские халифы намеревались убить его и прилагали все усилия с тем, чтобы арестовать его светлости). Тем не менее в течение семидесятилетнего срока, которое именуется малым отсутствием (гейбат-е согра - пер.), связь шиитов с его светлостью не прекращалась. Это происходило потому, что в течение этого срока четыре человека один за другим были назначены его светлостью особыми представителями, к которым обращались люди и им выражали свои научно-религиозные потребности и получали достойные ответы. С 329 года, когда умер четвертый особый представитель, начался период великого отсутствия. Его светлость на этот период не назначил особых представителей и передал людей во власть великих факихов (исламский законовед - пер.) и религиозных ученых, чтобы люди могли познать через них свои религиозные законы.
Сейчас со времени начала великого отсутствия проходит более тысячи лет и шииты ожидают его появления, воплощения божественной справеливости и правосудия, с тем, чтобы он положил конец несчастьям мусульман и повел их в сторону счастья и истинного ислама.
Конечно, ожидание имама эпохи не означает, что мусульмане и шииты должны сидеть сложа руки и не предпринимать никаких мер для прогресса исламских целей и лишь ждать его прихода. Наоборот, как издавна говорили великие исламские ученые и богословы, все мусульмане и шииты обязаны в любых условиях прилагать усилия, направленные на распространение исламского просвещения, противостоять и бороться в рамках возможности со злом и пороками.
Иными словами, они должны прилагать усилия с тем, чтобы подготовить предпосылки власти справедливости, то есть так воспитать общество, чтобы все желали справедливости, и если в мире практически существуют зло и насилие, то всем вместе противостоять им. Короче говоря, каждый мусульманин обязан идти на самоотверженность во имя веры и ислама и всегда быть готовым встретить Мехди-обещанного, чтобы вместе с ним встать в один ряд.
Как было сказано выше, его светлость имам эпохи (ДБМ) с 260 года хиджры и до сего времени отсутствует и время появления его светлости никому неизвестно и мы должны отвергать слова каждого, кто станет предопределять дату появления его светлости.
Да, в тот день, когда зло и насилие достигнут своего апогея и люди устанут от них и все будут желать установления истинной справделивости, то есть изменится их образ мышления, и Господь всевышний сочтет нужным нужным и полезным приход его светлости, появится светлость и превратит мир в город идеалов и райский цветник.

Обязанность людей в период отсутствия

Как пересказано со слов самого двенадцатого имама (ДБМ), люди в период его отсутствия обязаны по вопросам религии и законов, а также своих обязанностей обращаться к видным ученым-богословам и авторитетным, достойным подражания богословам высших инстанций и во всех сферах жизни придерживаться их указаниям. Совершенно ясно, что достойные подражания богословы и видные религиозные ученые не имеют права выносить от себя никаких фетв и указов, а должны пользоваться лишь предписаниями Корана и указами великого пророка и имамов. При таких условиях обращение к ним равнозначно обращению к пророку, имаму и Корану и противодействие их указаниям равносильно противодействию Корану и имаму эпохи (см. урок 30).
Может ли жизнь человека продлиться более тысячи лет?
Ученые и исследователи заявляют, что длительность жизни не основная причина смерти. Основная причина смерти, по их мнению, кроется в нарушениях и патологии, происходящей во всех или в одном из важнейших органов человеческого организма. Если этого не произойдет, то не будет и смерти. Если эти патологии произойдут до старости, то человек умрет в молодью годы, в противном случае смерть для человека наступит в старости в соответствии с обычным процессом старения.
Таким образом, если человек сможет предостеречь себя от различных нарушений в организме, то длительность жизни не будет поводом для смерти.
Мы, например, читаем в газетах и журналах о том, что ученые стараются изобрести лекарство, благодаря которому можно увеличить способность организма для длительной жизни. Это доказывает то, что человек имеет способность к долгожитию, но должен делать так, чтобы устранить препятствия на этом пути.
Поэтому, если человек будет иметь здоровый ум, сердце, нервы, почки, печень и желудок и будет знать все гигиенические предписания и соблюдать их, будет знать особенности различных видов пищи и при необходимости будет пользоваться ими, то он без всяких осложнений сможет прожить весьма длительную и даже многотысячелетнюю жизнь.
Конечно, не всякий в нынешних условиях может быть таким, но если предположить, что существование такой личности (имама) необходимо, почему бы Господу Богу не создать такую систему Творения, такие условия и знания, чтобы человек мог соблюдать все, что необходимо для длительной жизни.
Но когда мы умственными и практическими аргументировками докажем, что существование имама эпохи необходимо и длительность жизни для человека возможна и лишь необходимо соблюдать его условия и Господь может создать эти услвоия для кого Он того пожелает, в таком случае мы придем к выводу, что Господь всевышний создал для имама эпохи (ДБМ) все необходимые условия, чтобы жизнь его высокочтимого существа была длительной.
Поэтому мнение шиитов, утверждающих о том, что двенадцатый имам родился в 255 или 256 году хиджры и до сего времени (1392 лунного года /1972 год - дата написания книги - пер.) был жив и будет жить до той даты, какой пожелает Аллах, не вызывает никаких научных и естественных противоречий.
Помимо того, если длительность жизни его светлости не будет согласовываться с обычными и природными законами, то Господь всевышний своим безграничным могуществом, сотворив чудо, может в исключительном порядке сохранить человека на тысячи лет в молодом возрасте.