4 суннитские правовые школы

Начало разногласий между правовыми школами (мазхабами)

События «Сакифы», в результате которых политическая власть была отобрана у Ахл аль Байт, оказала своё отрицательное влияние на различные стороны социальной, культурной жизни мусульман. Это также имело плохо повлияло на различные науки, в том числе, на историю, науки по хадисам и особенно на науки по исламской юриспруденции (фикху), праву (хукук). Именно это стала, по сути, основной причиной того, что появились большое количество различных правовых школ в исламском обществе.

История является свидетельницей того, что среди множества различных правовых школ существовали сильные противоречия, которые нередко доходили до того, что одни из этих правовых школ обвиняли других в неверии  («куфре»).

Помимо всего, действие «правящих миро сего» т.е. халифов, по отношению к данным противостояниям и их роль в превращении  религии в разменную карту на политической арене, в истории Ислама «проявляется» довольно явно

Всякий, кто шёл в ногу с политической программой халифов, назывался ими предводителями мусульман, образцом подражания и прочее, и прочее. Халифы прямо или косвенно призывали людей следовать таким факихам в праве и исламском поведении.

Образование 4 мазхабов произошло среди сотен других правовых школ после долгих противоречий и идеологических столкновений между ними.

Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ханбали. После чего двери иджтихада стали практически закрыты. Непосредственно, со стороны правительственного аппарата был приказ следовать только этим 4-м мазхабам. Эта история возвращает нас к 645 году по лунной хиджре, когда правители увидели необходимость сделать именно так.

Некоторые учёные факихи (улама) признали это, но были и те, кто посчитали этот негласный закон ограничение их религиозных прав. Ибн Аль Кайюм в «И’лам аль Му’акиин» написал большую главу, в которой привёл доводы тех, кто считал что необходимо закрыть врата иджтихада и следовать только 4-ем правовым школам, затем опроверг эти воззрения посредством очень сильных доводов.

Мнение следовать только этим правовым школам имеет  сильное противоречие с коранической традицией, разумом и логикой, однако, это мнение получило поддержку и победило другие на том основании, что оно получило «добро» со стороны правящих режимов.

Учитель Абд аль Мута’ал Саиди пишет: «Я считаю, что запрет на иджтихад, произошел по причине несправедливости и политических интриг, если бы такие же права и политические возможности были бы предоставлены какой-либо другой правовой школе, за этим мазхабом следовали бы также, как за ныне существующими 4-мя правовыми школами». Мы не  признаем необходимость обязательного следования этим правовым школам, ибо это было навязано мусульманам силой. Мы имеем все права вернуться к иджтихаду. Как говорит Аллах в Коране:  «а дело их - по совещанию между ними…»(Сура 42 аят 38.).

Эта та самая горькая правда, которую познаёт каждый совестливый мусульманский исследователь 4-ех правовых школ суннитов.

По каким таким причинам необходимо следовать только этим мазхабам? И почему только они были выбраны, в то время, как были учёные намного более знающие. Так, например:

1. Суфиан Сури

Он родился в 65 году по лунной хиджре, имел свой мазхаб. Однако, следовать его мазхабу людям долго не пришлось, так как халифат не был заинтересован в этом.

Суфиан Сури был одним из учеников имама Джафара Садыка (мир ему!). 25 тысяч человек приводят от него предания. Мансур Аббаси (один из халифов династии аббасидов) хотел убить Суфиана Сури, но тот смог бежать, в 161 году он покинул этот мир на чужбине, до 4 века он имел последователей, которые следовали его мазхабу.

2. Суфиан Айнийя    

Он обучался наукам у таких людей, как имам Джафар Садык (мир ему!), Захри, ибн Динара и других. Шафии говорит о нём: «Я не видел никого подобного Суфиану знавшего так хорошо фетвы, никто не мог сравниться с ним в даче фетв». Его мазхаб просуществовал до середины 4 века по лунной хиджре.

3. Уза’и

Он был одним из известных учёных, его мазхаб был распространён в Шаме. Жители Шама одно время следовали ему. Уза’и одно время был приближен к правителям, ибо он постоянно указывал на их легитимность. В свою очередь они также не остались в долгу, называя его основой веры, образцом Ислама и т.д.

Аббасаиды также уважительно относились к нему, Мансур прилюдно хорошо отзывался о нём, именно потому, что тот отходил от пути Ахл аль Байт и постоянно противопоставлял себя семейству посланник Аллаха. Однако, когда Мухаммад ибн Усман Шафии был назначен судьёй в Дамаске мазхаб Уза’и стал приходить в упадок.

Помимо этих были и много других учёных создавших свои правовые школы: Табари (ибн Джарир Табари), Захири (Дауд ибн Али), Лайси (Лайс ибн Саид), А’маши (А’маш), Ша’аби и другие.

Почему были избраны только 4, а другие школы были упразднены? Или основатели 4 мазхабов были умнее всех других? Имели ли люди общее мнение относительно них, люди ли избрали их как своих предводителей? Ничего подобного нельзя сказать относительно этих 4 правовых школ суннитов, сама же история - свидетельница того, что были учёные намного более образованные, чем они, однако только эти были избраны? Помимо всего этого, как известно, начало распространения этих мазхабов приходится на время, когда в исламском обществе не было большой свободы. Наоборот, это был период именно тоталитарного  господства аббасидов, когда любое независимое суждение и инакомыслие пресекалась очень строго.

Если внимательно рассмотреть этот период, то можно увидеть, что эти мазхабы навязывались людям правящим аппаратом. Что касается того, что люди выказывали своё довольство только этими мазхабами, нигде в истории не указывается. Однако, наоборот, многие испытывали именно фанатичную привязанность  только к своим правовым школам, причём испытывая злобу и не приязнь к другим правовым школам, таких примеров в истории огромное количество. О столкновения между последователями различных мазхабов, жертвами которых становилось большое количество людей, подробно записано в различных книгах по истории Ислама.

Мухаммад ибн Муса последователь мазхаба ханафи был судьёй в Дамаске, он в частности пишет: «Если бы у меня было больше власти, я бы брал джазийя с последователей мазхаба Шафии»1.        

Абу Хамид Туси: «Если бы у меня была власть, я бы брал джазийя с ханбалитов». Столкновения между четырьмя мазхабами приобретали зачастую острый характер, источник этих столкновений кроется в противоречиях в вопросах права между этими мазхабами. Предводители мазхабов ругали и проклинали друг друга. Так, в Мерве2 ханбалиты спалили мечеть последователей имама Шафии. В Нишапуре были сильные столкновения между ханафитами и шафиитами. Сжигались мечети, медресе, базары своих идеологических противников. Были огромные жертвы среди шафиитов, которые, в свою очередь, стремясь отомстить ханафитам, также устраивали резню среди своих противников. Эти события происходили в 554 году по лунной хиджре. Подобные столкновения также происходили между шафиитами и ханбалитами. В 716 году правительство вынуждено было принять решительные меры по пресечению подобных столкновений («Аль Бидайя ва Нихайя» том 14 стр. 75,76, «Аль имам Садык уа аль мазахиба арба’а» том 1 стр. 90, 91.)

«Ханбалиты вышли из под контроля, так они в Багдаде устраивали погромы нарушив, таким образом спокойствие и порядок в городе.

Они напали на мечеть шафиитов» (Ибн Асир «Тарих» том 8 стр. 308.).

По причинам того, что ибн Таймийя и его последователи стали отходить от основ традиционного Ислама, в Дамаске было объявлено, что: «имущество и жизнь того, кто в религии ибн Таймийи, дозволенны для мусульман» («Тазкират аль Хуфаз» том 3 стр. 375). В противовес этому Ибн Хатам Ханбали говорил: «Всякий, кто не религии ибн Ханбала, тот вне Ислама» («Тазкират аль Хуфаз» том 3 стр. 375)

«В противовес этому Шейх Магриби объявил ханбалитов неверующими» («Би Шазарот аль Мазхаб» том 3 стр. 353). Таких примеров в истории отмечено много и у настоящих верующих это вызывает горечь и большую печаль за Ислам и мусульман.

К примеру, Абу Мансур, один из больших учёных своего времени, был отравлен ханбалитами. Ибн Джузи пишет: «Ханбалиты послали женщину со сладостями к Абу Мансуру. Она сказала: «О, Господин! Это то, что я приготовила сама. Отведайте же этой еды». Абу Мансур его жена и дети все поели, а на следующий день вся семья, и даже маленький ребёнок, были мертвы. Абу Мансур был один из больших учёных мазхаба Шафии» («Табатат аш Шафийя» том 4 стр. 182)

Каждая группа испытывала фанатичную преданность идеям своего имама и мазхаба. Это зачастую становилась причиной того, что ради возвышения руководителя своего мазхаба создавались легенды о невероятных достоинствах и благородных качествах имамах этих правовых школ. Дело доходило до того, что они стали приписывать некоторые предание непосредственно к самому посланнику Аллаха, что он якобы сказал или подтвердил правильность такого-то мазхаба.

Так, например, приводится, что посланник Аллаха сказал: «Адам гордится мной, я же буду гордиться человеком из этой уммы по имени Ну’ман». Или «Пророки гордятся мной, я же горжусь Абу Ханифой. Всякий, кто любит его, любит меня, всякий кто враждует с ним, поистине, враждует со мной» («Аль Якут филь В’аиз» Абу Фарадж Али ибн Джузи стр.48).

Они настолько подняли достоинства Абу Ханифы, что стали даже приводить, что «Аллах наградил Абу Ханифу знанием шариата и дал ему большие достоинства. Одно из таких достоинств то, что сам Хызр каждое утро приходил к Абу Ханифе и учился у того фикху. Когда же Абу Ханифа умер Хызр обратился к Аллаху с мольбой, в которой просил Всевышнего разрешить ему закончить уроки по фикху, т.е. чтобы Аллах своей мощью разрешил Абу Ханифе преподавать Хызру, будучи уже в могиле».  Таким образом в течении пяти лет Хызр ещё учился у Абу Ханифы в то время, как тот скончался» («Аль Якут филь В’аиз» Абу Фарадж Али ибн Джузи стр.48). Последователи мазхаба Малики также не остались в долгу, они создали вокруг своего имама ареол святости и величия. «На одной ноге Малика написано что: «Малик довод Аллаха среди Его рабов, Он оживляет мёртвых своих сподвижников и не разрешает, чтобы ангелы записывали их деяния» («Машарик аль Анвар» Адави. Стр. 88).

Также о нём говорится, что книгу «Маватта», написанную Маликом, бросили в воду, но она осталась сухой.

Ханбалиты о своём имаме говорили: «Ахмад ибн Ханбал наш имам. Всякий, кто не примет его, вводит нововведение в религию». Также они говорят, что после посланника Аллаха никто не приложил усердия по сохранению Ислама подобно Ахмаду ибн Ханбалу. Даже Абу Бакр остался позади Ахмада в этом усердии.

Что более всего удивительно: сам Аллах совершает зиарат (посещение могилы) Ахмада. Так ибн Джузи в «Манакаб» Ахмада приводит: «Абу Бакр ибн Макарим ибн Аби Я’лла Харби, будучи праведным мусульманином, приводит, что: «Как-то в одном из дней конца месяца Шаабана, когда был сильный дождь, я во сне увидел, что как всегда направился к могиле Ахмада ибн Ханбала и увидел что его могила практически сравнялась с землёй. Я сказал себе: «Наверно, это по причине того, что был сильный дождь», но услышал голос из могилы, который сказал: «Нет, это не так, но это по причине того, что сам Аллах совершил зиарат моей могилы. Я тогда спросил у Аллаха, почему Он совершает зиарат моей могилы, на что Аллах мне ответил: «Ты помог моей религии».

Тогда я припал к могиле и стал её целовать, потом сказал: «Почему нельзя целовать могилы, кроме как только твою могилу, о, мой повелитель!». На что Ахмад мне сказал: «Это не по причинам того, что я обладаю духовной силой, но потому, что у меня есть что-то ценное от самого посланника Аллаха (два волоса). Всякий.          кто любит меня, совершит мой зиарат в месяц рамадан» (Ибн Джузи «Манакаб» стр. 454).

Помимо этих так называемых достоинств, которые переполнены фанатичной неприязнью к другим и переходят все рамки человеческих достоинств и возможностей, более ничего в этих преданиях вы не сможете найти.

Так ханафитсий поэт говорит об Абу Ханифе:

Лучший мазхаб, мазхаб Нумана.

Он подобен луне, что среди звёзд…

Можно ли сравнивать горы с домом паука?3

В это же время поэт шафиитов говорит:

«…подобие имама Шафи среди учёных

сравнимо луне на 14 день что среди звёзд.

 Если кто-либо по незнанию

 сравнит мазхаб Абу Ханифы с Шафии,

то скажи такому невежде:

«Можно ли сравнивать

день и ночь, свет и темень?»   

 

Поэт Маликитов говорит:

«Когда кто-либо вспомнит о книгах учёных

Обратись к книге «Маватта» Малика

Возьми эту книгу и знай,

 что всякий кто отвернётся

 от этой книги погибнет!»

Поэт ханбалитов говорит:

«Я исследовал все мазхабы,

но не встретил ничего лучше,

 чем мазхаб Ханбали.

 Следуй же этому мазхабу во всём... »

Другой поэт говорит:

«Я - ханбалит пока живу, и умру я ханбалитом

Моё завещание людям,

живите и умирайте только в этом мазхабе!»

Всякий призывал следовать только своему мазхабу. Сабуки в книге «Табакат аш Шафийя» пишет: «Абу Саид был последователем мазхаба Ханафи, когда же принял шафиитский мазхаб, на него навалились большие беды. Сама’ни, также перейдя в мазхаб шафии, пережил большие трудности и фанатичную неприязнь со стороны ханафитов. В этот период происходили большие столкновения между четырьмя основными мазхабами от Ирака и до Харасана. Так, жители Мерва погрязли в смутах братоубийственной войны…» («Табакат аш Шафийя» том 4 стр. 23).     

Таких событий было большое множество, столкновение между последователями правовых школ перерастали в большие проблемы внутренней политики халифата. Дело доходило до того, что там, где преобладали последователи, скажем, ханафитов, меньшинству (например, ханбалитам) была нелегко. Так, поэт ханбалит пишет:

«Как можешь храни в стороне от всех три вещи:

жизнь, имущество и мазхаб,

Если проявишь их, три проблемы возникнут у тебя

Обвинение во лжи, в неверии, и зависть».

Замахшари, известный муфассир (толкователь Корана), литератор и большой учёный пишет: «Если кто спросил, какого я придерживаюсь мазхаба, я не скажу, ибо в этом (скрывать от людей) моё спасение».

Касательно предводителей 4-х правовых школ

 Исследование истории 4-х правовых школ очень сложное и запутанное дело, ведь, поистине, исторические данные относительно них либо приводились их ярыми последователями переходившие все рамки приличия в восхвалении своих предводителей, или же их врагами, стремившиеся заклеймить их самыми плохими качествами.

Между этими двумя сторонами с большим трудом можно найти правильное, соответствующее действительности историческое событие.

Ахмад Амин пишет по этому поводу: «Фанатичная преданность своим мазхабам становилась причиной того, что они ради возвеличивания положения своего мазхаба над другими предались создавать ложные предания о том, что якобы сам посланник Аллаха сообщил о таком-то учёном и его правовой школе. Так, например, якобы посланник Аллаха сказал: «Человек из моей уммы придёт который оживит мою сунну имя ему Ну’ман…».

Последователи мазхаба ханафи считают, что и в Торе тоже упомянуто имя Абу Ханифы. Последователи Шафии также приводят предания о достоинстве своего имама, маликиты, ханбалиты каждый считает, что только его мазхаб достоин права называться правильным соответствующим учению посланника Аллаха.

 Ниже мы попытаемся исследовать жизненный путь предводителей 4-ех правовых школ суннитов.


1. Джазийя – подать, которую выплачивают не мусульмане, проживая в Исламском обществе.

2. Мерв – город развалины которого, находятся в близи Мары (Турменистан), был одно время крупным центром исламской культуры, столица аббасидов при халифе Мамуне.    

3. Имеется ввиду знание Нумана (АБу Ханифы) подобны горе а знание других подобное пауку…

Next