SITE LOGO
Главная | Каталог статей
 
Четверг, 2024-05-16, 2:32 AM
| RSS
Категории раздела
Ислам [12]
Ислам
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 7375
Статистика
Главная » Статьи » Ислам » Ислам

Краткое знакомство с Исламом и Шиизмом в Исламе

Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного!

Краткое знакомство с Исламом и Шиизмом в Исламе

Перевод: Зейналов Назим

Божественные религии являются важнейшими факторами, берущими под свое влияние человеческую культуру и цивилизацию. Хотя последние века назвали веками склонения к разуму, нежели божественному откровению, тем не менее, корень рациональной жизни человека нужно искать в религии.

Иудаизм, Христианство и Ислам - действующие религии сегодняшнего мира. Христиане по численности занимают в мире первое место, мусульмане же находятся на втором месте.

Ислам, как последняя божественная религия, которая посредством великого Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) была предоставлена людям, с самого начала появления и до сих пор имеет большее распространение. Двадцатый век является веком глобального распространения Ислама, а двадцать первый век прозвали "веком Ислама".

С момента сотворения первого человека, Адама (мир ему!), врата откровения и божественного руководства открылись для людей, и Адам (мир ему!) был первым Божьим Пророком. Также после него, Пророки, один за другим, посылаемые Господом, доносили последнюю волю Всевышнего, которая ниспосылалась в соответствии с мировосприятием того времени.

Хотя Божественные религии имеют много общих аспектов, особенностью всех новых учений является то, что они отменяют законы предыдущих. Ислам, о котором возвещали своим приверженцам предыдущие Пророки, является последней религией, т.е. после него врата Божественного откровения закрыты для человечества. И, естественно, эта религия охватывает все сферы жизнедеятельности, и может отвечать любым нуждам человечества.

То, что вы найдете в этой статье, является кратким представлением об Исламе и шиизме, как о понимании Ислама семейством Пророка Мухаммада (мир им!). Эта статья послужит напоминанием для мусульман, а для остальных людей поводом для размышлений.

Религия Ислам

Ислам, буквально означает покорность, и под этим словом в Коране подразумевается смирение перед повелениями Всевышнего.

Священный Коран не признает верной ни одну другую религию, кроме Ислама:
"Воистину, религия пред Аллахом – это Ислам"[1].

С точки зрения Ислама, цену имеет лишь верная идеология и искренние поступки, а вовсе не название и причисление себя к тому или иному учению.

"Воистину, уверовавшим, а также иудеям, христианам и сабеям – всем тем, кто уверовал в Бога [Единого] и в день Судный, кто добро творил, уготовано им воздаяние от Господа [благое], нечего страшиться им, и не изведают они горя"[2].

Но, тем не менее, в наше время, единственным олицетворением настоящего Ислама (как покорности перед Всевышним) является религия Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), подобно тому, как другие Божественные религии, в свое время, являлись воплощением той самой покорности, иными словами, исламом того времени.

«Разве присутствовали вы (т.е. иудеи, слушавшие Мухаммада), когда смерть подступила к Йа‘кубу, и спросил он сынов своих: «Чему после меня будете поклоняться вы?» – ответили они: «Будем поклоняться мы Богу твоему и Богу отцов твоих – Ибрахима, Исма‘ила и Исхака – Богу Единому, Ему предаемся мы!»?[3]

Именно поэтому, Ислам подтверждает предшествующие ему религии.

«Скажите: «Веруем мы в Бога [Единого] и в то, что ниспослал Он нам, и в то, что ниспослано было Ибрахиму, Исма‘илу, Исхаку, Йа‘кубу и потомкам их, в то, что даровано было Мусе и ‘Исе и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему»[4].

Именно поэтому, тот, кому не разъяснилась истинная исламская идеология, или он не смог ее понять, с точки зрения Ислама, считается обездоленным, который прощается.
Ислам – обещанная всеми предшествующими учениями религия

Всевышний в Священном Коране говорит:

«И проявляйте [в служении] Аллаху достойное усердие: Он избрал вас и не наложил на вас в [исполнении обрядов] религии никакого затруднения. [Следуйте] вере отца вашего Ибрахима. Именно он назвал вас муслимами прежде, [как зоветесь] вы в этом [Писании], чтобы Посланник (т.е. Мухаммад) был свидетелем вашим, а вы [соответственно] были свидетелями для людей. Совершайте же обрядовую молитву, давайте Закят и держитесь Аллаха. Он – ваш покровитель. Какой прекрасный покровитель, и какой прекрасный помощник».

Ислам – последняя религия, т.е. является последним божественным учением, которое ниспосылалось посредством Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) рабам Всевышнего. Эта религия навечно является проявлением покорности воле Всемогущего Создателя. Принятие ее за истину и обязательство соблюдения ее предписаний исполняет волю Всевышнего.

Человечество во времена Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) достигло такого уровня таланта и способностей, что смогло стать вестником совершенной божественной религии и с помощью великих людей понять ее и навечно установить ее для себя светочем божественного руководства.

Учения Ислама не ограничиваются какой-то местностью и национальностью, а его руководства берут под свое влияние все поколения человечества до Судного дня. Эта религия берет во внимание все сферы жизнедеятельности и объемлет все то, в чем нуждается человечество в материальных и духовных, индивидуальных и социальных сферах жизни.
 
Учения Ислама

Учения Ислама можно разделить на три группы: вероубеждения, нравственность и практические предписания.

Имам Садик (да будет мир с ним!) цитирует слова Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), который сказал следующее: "Воистину, знания делятся на три группы: прочное знамение, справедливое обязательство и исполняемая сунна"[5].

Вероубеждения составляют основу религии и являются фундаментом для других религиозных учений. Основными вероубеждениями Ислама - как и других Небесных религий - являются монотеизм, пророчество и воскресение.

Монотеизм является самым основным религиозным учением, и после веры в единство Бога, проявляющейся в форме полного рабства по отношению к Нему, доходит до своего совершенства. Ислам не ставит более высокой цели сотворения человека, кроме рабства перед Всемогущим Создателем.

Священный Коран гласит:

«И создал Я джиннов и людей лишь для того, чтобы поклонялись они [Мне]»[6].
 
Ислам, кроме монотеизма в сотворении[7], признает господство в создании и законодательстве в том значении, что мир бытия создан Всевышним по Его воле и что вселенная постоянно находится под Его властью (господство и руководство в сотворении). Также, Всевышний, одарив человека свободной волей, обучил его определенным методам жизни по Его законам, и это право принадлежит лишь Господу, так как Он имеет над ним власть (господство и руководство в законодательстве).

Пророчество проистекает из господства Всевышнего в законодательстве. Одной из обязанностей пророков является донесение до людей Божественных указов и разъяснение истин, о которых должны узнать люди, возможное лишь путем пророчества.

Вера в пророчество – это признание существования посланников, которые являются для человечества вестниками божественного откровения. Под откровением, здесь подразумеваются указания, передаваемые пророкам, в форме особых слов, в Небесных Писаниях.

Конечно, откровение пророкам передавалась также и без слов, и в Сунне, такие Небесные указания называются хадис кудси.

Хадис Кудси – это божественные указания, которые в форме слов самого Пророка, а не Всевышнего, передавались человечеству, в отличие от Корана, значение и слова которого принадлежат самому Всевышнему.

Откровение является основным источником в познании каждой религии. Единственной религией, откровения которой не подверглись искажению и забвению, является Ислам. Всевышний открыто обещал сохранить Коран от всяческого искажения:

"Воистину, Мы ниспослали упоминание (т.е. Коран) и, поистине, Мы его охраняем"[8].

История также является свидетелем того, что Коран не подвергся искажению, что подтверждают и исламские предания.

Необходимо упомянуть, что Ислам считает пророков непорочными и отрицает возможность допущения ошибок в донесении откровения.

"И речи он ведет не по прихоти [своей]: они (т.е. речи) – лишь откровение внушенное"[9].

Коран – это Небесное Писание Ислама, включающее в себе то, о чем вещает эта религия, разъяснение того, что есть и того, что должно быть, и конечно, разъяснение всего того, что необходимо для человеческого счастья.

Коран, разъясняя свои постулаты, иногда, как учитель, растолковывает то, о чем несведуще человечество:

"…И ниспослал Аллах тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего не знал ты. Велико же благоволение Аллаха к тебе!"[10]

Иногда, Коран лишь напоминает то, что заложено в человеческий инстинкт, открывает ему то, что он забыл.

"Воистину, Мы ниспослали вам Писание, содержащее напоминание вам. Неужели вы не призадумаетесь"[11].

Воспитание и очищение душ является другой обязанностью пророков, которое берет свое начало из откровения.

"А еще направил Я к вам Посланника из среды вашей, который читает вам аяты Наши, очищает вас [от скверны], обучает Писанию и мудрости, а также тому, чего не знали вы до этого"[12].

Возможно, укрепление сердец, на которое указывает Священный Коран, также является воспитанием души:

"И Мы рассказываем тебе из вестей о [прежних] посланниках все то, чем укрепляем твое сердце…"[13]

Обучение и напоминание включает в себя все три религиозные учения (вероубеждения, нравственность и практические предписания), так как человечество в каждом из них нуждается в божественной благосклонности.

Всевышний Аллах почитает человека и настаивает на этом:

"Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама, и по Нашей воле они передвигались по суше и морю, Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими тварями"[14].

Человек чтится по причине совершенств, которые вложены в его творение, и возможно, что наилучшим из этих совершенств является его способность понимать и постигать истины мира Бытия.

"Читай во имя Господа твоего, который сотворил [все создания], сотворил человека из сгустка [крови]. Возвещай, ведь Господь твой – самый великодушный, который научил [человека письму] посредством пера, научил человека тому, чего он [ранее] не ведал"[15].

Но, тем не менее, человек нуждается в помощи Всевышнего, что бы он не впал в заблуждение, гордыню и невежество. Всемилостивый Господь сразу же после этих аятов говорит:

"Так нет же! Человек преступает пределы [дозволенного], как только покажется ему, что он [ни в чем] не нуждается"[16].

И это свидетельствует о его слабостях, о которых говорится в других аятах:

"…поистине, он (т.е. человек) несправедливый и невежественный"[17].

"… воистину, человек – притеснитель, неблагодарный"[18].

"… а ведь человек тороплив [по природе]"[19].

"… ибо создан человек слабым"[20].

"Воистину, человек создан нетерпеливым"[21].

и другие подобные им аяты…

 

Слабость человека в совершенном познании истин мира бытия, в особенности своего счастья, с одной стороны (слабость в теоретическом разуме[22]), и душевная слабость, начиная от страстей и вожделений, существующих в нем, кончая тем, что он подвергается влиянию природной, социальной, экономической и культурной среды, с другой стороны (слабость практического разума[23]) стала причиной того, что человек:

1)      не знает свои истинные интересы;

2)      не может полностью довериться своим чувствам и совести;

Все это говорит о том, что человек не может обойтись без откровения.

Откровение помогает человеку двумя путями: путем самих религиозных учений, указанием совершенного человека[24].

Священный Коран говорит:

"Поистине, в Посланнике Аллаха для вас наилучший пример…"[25]

Воскресение означает:

Во-первых: Жизнь человечества не ограничивается лишь этим миром, а в Судный день все люди воскреснут заново и в своем последнем пристанище начнут вечную жизнь.

Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Вы не созданы для исчезновения, а созданы для вечности и, поистине, вы перемещаетесь из одной обители в другую"[26].

В исламских учениях, кроме этого и последнего мира, указывается еще на совершенной иной мир, называемый Барзах, который является промежуточным между этим и последним миром.

Священный Коран гласит:

"…позади них Барзах (т.е. преграда) до дня, в который их воскресят"[27].

Таким образом, жизнь человека начинается его рождением и продолжается вечно.

Во-вторых: Воскресение, о котором говорится в божественных религиях, означает то, что вечная жизнь человека строится на основании его деяний в этом мире. Этот мир является пристанищем, в котором человек сам добровольно выбирает путь своей жизни. Путь, избранный им в этой жизни, в масштабе божественных доказательств (разума и откровения), на основании искреннего или нечистого намерения, определяет, какая будет его вечная жизнь.

Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним!) изволил сказать: "[Воистину, Аллах] установил этот мир местом для деяний, и установил Последний мир местом для воздаяния и вечного пребывания"[28].

Загробная жизнь является воплощением деяний человека в этом мире.

"Кто бы ни совершил добро - [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него. Кто бы ни совершил зла - [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него"[29].

Конечно, Божественная милость и благодать может стать результатом доброго деяния, за которое Всевышний может воздать человеку в стократной мере.

" Тому, кто придет [на Суд Божий] с деянием добрым, воздастся десятикратно"[30].

Единство и мудрая целенаправленность мира

С монотеистической точки зрения, весь мир бытия создан Единым Богом и управляется только Его волей. Богом, Который является Всезнающим, Наимудрейшим, Правдивым и Доброжелательным. Все это говорит о мудром единстве бытия, управляемом нравственным порядком[31], поэтому праведные и неправедные деяния влияют на жизнь человека в этом и следующем мире.

В Исламе уделяется много внимания на господство мудрого единства в мире, поэтому, любой проект, который создается для исправления духовной жизни человека, является проектом, упорядочивающим его индивидуальную и социальную жизнь. Каждое указание Ислама, относящееся к материальной жизни человека, имеет нравственные, идеологические и моральные основы. Это - божественная Сунна[32].
 

[1] Сура Али Имран (Семейство Имрана) – 3:19.

[2] Сура Аль-Бакара (Корова) – 2:62.

[3] Сура Аль-Бакара (Корова) – 2:133.

[4] Сура Аль-Бакара (Корова) – 2:136.

[5] Аль-Кафи, т. 1, стр. 32.

[6] Сура Аз-Зарият – 51:56.

[7] Монотеизм в сотворении означает веру в единство Создателя мира.

[8] Сура Аль-Хиджр – 15:9.

[9] Сура Ан-Наджм (Звезда) – 53:3-4.

[10] Сура Ан-Ниса (Женщины) – 4:113.

[11] Сура Аль-Анбия (Пророки)  - 21:10.

[12] Сура Аль-Бакара (Корова) – 2:151.

[13] Сура Худ – 11:120.

[14] Сура Аль-Исра (Ночной перенос) – 17:70.

[15] Сура Аль-'Алак (Сгусток) – 96:1-5.

[16] Сура Аль-'Алак (Сгусток) – 96:6-7.

[17] Сура Аль-Ахзаб (Сонмы) – 33:72.

[18] Сура Аль-Ибрахим (Авраам) – 14:34.

[19] Сура Аль-Исра (Ночной перенос) – 17:11.

[20] Сура Ан-Ниса (Женщины) – 4:28.

[21] Сура Аль-Ма'аридж (Ступени) – 70:19.

[22] Под теоретическим разумом подразумевается сила, находящаяся в человеке, посредством которого он может познать что-либо.

[23] Под практическим разумом подразумевается сила, находящаяся в человеке, посредством которого он может познать добрый или злой поступок.

[24] Религии, предоставлением непорочных пророков и других великих людей, тех, кто ни нарочно, ни случайно не ошибаются, дали людям образцов совершенства. Обратившись к ним, можно во-первых, найти критерий для человеческой совести, во-вторых, получить от них разъяснение, каким образом воплощать в жизнь учения шариата.

[25] Сура Аль-Ахзаб (Сонмы) – 33:21.

[26] Бихар аль-анвар, т. 6, стр. 249.

[27] Сура Аль-Му'минун (Верующие) – 23:100.

[28] Бихар аль-анвар, т. 32, стр. 464.

[29] Сура Аль-Залзала (Землетрясение) – 99:7-8.

[30] Сура Аль-Ан'ам (Скот) – 6:160.

[31] Одним из общих аспектов религий является то, что миром правит справедливый нравственный порядок, т.е. каждый поступок, исходящий от человека по его собственной воле, не остается без ответа. Если он совершит добро, он получит в воздаяние добро, за совершенное им зло, воздастся злом.

[32] Под Божественной Сунной подразумеваются бытийные установления, на которых держится мировой порядок. Священный Коран говорит: "…но злое ухищрение поражает лит того, кто творит его. Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что постигло древние поколения? Ты никак не найдешь замены для Сунны Аллаха, никак не уклонишься от него!"



Другие материалы по теме
Категория: Ислам | Добавил: shia (2006-12-26)
Просмотров: 2222 | Рейтинг: 1.0/1
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz