Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного!
Краткое знакомство с Исламом и Шиизмом в Исламе
Перевод: Зейналов Назим
Божественные религии являются важнейшими факторами, берущими под свое влияние человеческую культуру и цивилизацию. Хотя последние века назвали веками склонения к разуму, нежели божественному откровению, тем не менее, корень рациональной жизни человека нужно искать в религии.
Иудаизм, Христианство и Ислам - действующие религии сегодняшнего мира. Христиане по численности занимают в мире первое место, мусульмане же находятся на втором месте.
Ислам, как последняя божественная религия, которая посредством великого Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) была предоставлена людям, с самого начала появления и до сих пор имеет большее распространение. Двадцатый век является веком глобального распространения Ислама, а двадцать первый век прозвали "веком Ислама".
С момента сотворения первого человека, Адама (мир ему!), врата откровения и божественного руководства открылись для людей, и Адам (мир ему!) был первым Божьим Пророком. Также после него, Пророки, один за другим, посылаемые Господом, доносили последнюю волю Всевышнего, которая ниспосылалась в соответствии с мировосприятием того времени.
Хотя Божественные религии имеют много общих аспектов, особенностью всех новых учений является то, что они отменяют законы предыдущих. Ислам, о котором возвещали своим приверженцам предыдущие Пророки, является последней религией, т.е. после него врата Божественного откровения закрыты для человечества. И, естественно, эта религия охватывает все сферы жизнедеятельности, и может отвечать любым нуждам человечества.
То, что вы найдете в этой статье, является кратким представлением об Исламе и шиизме, как о понимании Ислама семейством Пророка Мухаммада (мир им!). Эта статья послужит напоминанием для мусульман, а для остальных людей поводом для размышлений.
Религия Ислам
Ислам, буквально означает покорность, и под этим словом в Коране подразумевается смирение перед повелениями Всевышнего.
Священный Коран не признает верной ни одну другую религию, кроме Ислама:
"Воистину, религия пред Аллахом – это Ислам".
С точки зрения Ислама, цену имеет лишь верная идеология и искренние поступки, а вовсе не название и причисление себя к тому или иному учению.
"Воистину, уверовавшим, а также иудеям, христианам и сабеям – всем тем, кто уверовал в Бога [Единого] и в день Судный, кто добро творил, уготовано им воздаяние от Господа [благое], нечего страшиться им, и не изведают они горя".
Но, тем не менее, в наше время, единственным олицетворением настоящего Ислама (как покорности перед Всевышним) является религия Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), подобно тому, как другие Божественные религии, в свое время, являлись воплощением той самой покорности, иными словами, исламом того времени.
«Разве присутствовали вы (т.е. иудеи, слушавшие Мухаммада), когда смерть подступила к Йа‘кубу, и спросил он сынов своих: «Чему после меня будете поклоняться вы?» – ответили они: «Будем поклоняться мы Богу твоему и Богу отцов твоих – Ибрахима, Исма‘ила и Исхака – Богу Единому, Ему предаемся мы!»?
Именно поэтому, Ислам подтверждает предшествующие ему религии.
«Скажите: «Веруем мы в Бога [Единого] и в то, что ниспослал Он нам, и в то, что ниспослано было Ибрахиму, Исма‘илу, Исхаку, Йа‘кубу и потомкам их, в то, что даровано было Мусе и ‘Исе и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему».
Именно поэтому, тот, кому не разъяснилась истинная исламская идеология, или он не смог ее понять, с точки зрения Ислама, считается обездоленным, который прощается.
Ислам – обещанная всеми предшествующими учениями религия
Всевышний в Священном Коране говорит:
«И проявляйте [в служении] Аллаху достойное усердие: Он избрал вас и не наложил на вас в [исполнении обрядов] религии никакого затруднения. [Следуйте] вере отца вашего Ибрахима. Именно он назвал вас муслимами прежде, [как зоветесь] вы в этом [Писании], чтобы Посланник (т.е. Мухаммад) был свидетелем вашим, а вы [соответственно] были свидетелями для людей. Совершайте же обрядовую молитву, давайте Закят и держитесь Аллаха. Он – ваш покровитель. Какой прекрасный покровитель, и какой прекрасный помощник».
Ислам – последняя религия, т.е. является последним божественным учением, которое ниспосылалось посредством Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) рабам Всевышнего. Эта религия навечно является проявлением покорности воле Всемогущего Создателя. Принятие ее за истину и обязательство соблюдения ее предписаний исполняет волю Всевышнего.
Человечество во времена Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) достигло такого уровня таланта и способностей, что смогло стать вестником совершенной божественной религии и с помощью великих людей понять ее и навечно установить ее для себя светочем божественного руководства.
Учения Ислама не ограничиваются какой-то местностью и национальностью, а его руководства берут под свое влияние все поколения человечества до Судного дня. Эта религия берет во внимание все сферы жизнедеятельности и объемлет все то, в чем нуждается человечество в материальных и духовных, индивидуальных и социальных сферах жизни.
Учения Ислама
Учения Ислама можно разделить на три группы: вероубеждения, нравственность и практические предписания.
Имам Садик (да будет мир с ним!) цитирует слова Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), который сказал следующее: "Воистину, знания делятся на три группы: прочное знамение, справедливое обязательство и исполняемая сунна".
Вероубеждения составляют основу религии и являются фундаментом для других религиозных учений. Основными вероубеждениями Ислама - как и других Небесных религий - являются монотеизм, пророчество и воскресение.
Монотеизм является самым основным религиозным учением, и после веры в единство Бога, проявляющейся в форме полного рабства по отношению к Нему, доходит до своего совершенства. Ислам не ставит более высокой цели сотворения человека, кроме рабства перед Всемогущим Создателем.
Священный Коран гласит:
«И создал Я джиннов и людей лишь для того, чтобы поклонялись они [Мне]».
Ислам, кроме монотеизма в сотворении, признает господство в создании и законодательстве в том значении, что мир бытия создан Всевышним по Его воле и что вселенная постоянно находится под Его властью (господство и руководство в сотворении). Также, Всевышний, одарив человека свободной волей, обучил его определенным методам жизни по Его законам, и это право принадлежит лишь Господу, так как Он имеет над ним власть (господство и руководство в законодательстве).
Пророчество проистекает из господства Всевышнего в законодательстве. Одной из обязанностей пророков является донесение до людей Божественных указов и разъяснение истин, о которых должны узнать люди, возможное лишь путем пророчества.
Вера в пророчество – это признание существования посланников, которые являются для человечества вестниками божественного откровения. Под откровением, здесь подразумеваются указания, передаваемые пророкам, в форме особых слов, в Небесных Писаниях.
Конечно, откровение пророкам передавалась также и без слов, и в Сунне, такие Небесные указания называются хадис кудси.
Хадис Кудси – это божественные указания, которые в форме слов самого Пророка, а не Всевышнего, передавались человечеству, в отличие от Корана, значение и слова которого принадлежат самому Всевышнему.
Откровение является основным источником в познании каждой религии. Единственной религией, откровения которой не подверглись искажению и забвению, является Ислам. Всевышний открыто обещал сохранить Коран от всяческого искажения:
"Воистину, Мы ниспослали упоминание (т.е. Коран) и, поистине, Мы его охраняем".
История также является свидетелем того, что Коран не подвергся искажению, что подтверждают и исламские предания.
Необходимо упомянуть, что Ислам считает пророков непорочными и отрицает возможность допущения ошибок в донесении откровения.
"И речи он ведет не по прихоти [своей]: они (т.е. речи) – лишь откровение внушенное".
Коран – это Небесное Писание Ислама, включающее в себе то, о чем вещает эта религия, разъяснение того, что есть и того, что должно быть, и конечно, разъяснение всего того, что необходимо для человеческого счастья.
Коран, разъясняя свои постулаты, иногда, как учитель, растолковывает то, о чем несведуще человечество:
"…И ниспослал Аллах тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего не знал ты. Велико же благоволение Аллаха к тебе!"
Иногда, Коран лишь напоминает то, что заложено в человеческий инстинкт, открывает ему то, что он забыл.
"Воистину, Мы ниспослали вам Писание, содержащее напоминание вам. Неужели вы не призадумаетесь".
Воспитание и очищение душ является другой обязанностью пророков, которое берет свое начало из откровения.
"А еще направил Я к вам Посланника из среды вашей, который читает вам аяты Наши, очищает вас [от скверны], обучает Писанию и мудрости, а также тому, чего не знали вы до этого".
Возможно, укрепление сердец, на которое указывает Священный Коран, также является воспитанием души:
"И Мы рассказываем тебе из вестей о [прежних] посланниках все то, чем укрепляем твое сердце…"
Обучение и напоминание включает в себя все три религиозные учения (вероубеждения, нравственность и практические предписания), так как человечество в каждом из них нуждается в божественной благосклонности.
Всевышний Аллах почитает человека и настаивает на этом:
"Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама, и по Нашей воле они передвигались по суше и морю, Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими тварями".
Человек чтится по причине совершенств, которые вложены в его творение, и возможно, что наилучшим из этих совершенств является его способность понимать и постигать истины мира Бытия.
"Читай во имя Господа твоего, который сотворил [все создания], сотворил человека из сгустка [крови]. Возвещай, ведь Господь твой – самый великодушный, который научил [человека письму] посредством пера, научил человека тому, чего он [ранее] не ведал".
Но, тем не менее, человек нуждается в помощи Всевышнего, что бы он не впал в заблуждение, гордыню и невежество. Всемилостивый Господь сразу же после этих аятов говорит:
"Так нет же! Человек преступает пределы [дозволенного], как только покажется ему, что он [ни в чем] не нуждается".
И это свидетельствует о его слабостях, о которых говорится в других аятах:
"…поистине, он (т.е. человек) несправедливый и невежественный".
"… воистину, человек – притеснитель, неблагодарный".
"… а ведь человек тороплив [по природе]".
"… ибо создан человек слабым".
"Воистину, человек создан нетерпеливым".
и другие подобные им аяты…
Слабость человека в совершенном познании истин мира бытия, в особенности своего счастья, с одной стороны (слабость в теоретическом разуме), и душевная слабость, начиная от страстей и вожделений, существующих в нем, кончая тем, что он подвергается влиянию природной, социальной, экономической и культурной среды, с другой стороны (слабость практического разума) стала причиной того, что человек:
1) не знает свои истинные интересы;
2) не может полностью довериться своим чувствам и совести;
Все это говорит о том, что человек не может обойтись без откровения.
Откровение помогает человеку двумя путями: путем самих религиозных учений, указанием совершенного человека.
Священный Коран говорит:
"Поистине, в Посланнике Аллаха для вас наилучший пример…"
Воскресение означает:
Во-первых: Жизнь человечества не ограничивается лишь этим миром, а в Судный день все люди воскреснут заново и в своем последнем пристанище начнут вечную жизнь.
Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Вы не созданы для исчезновения, а созданы для вечности и, поистине, вы перемещаетесь из одной обители в другую".
В исламских учениях, кроме этого и последнего мира, указывается еще на совершенной иной мир, называемый Барзах, который является промежуточным между этим и последним миром.
Священный Коран гласит:
"…позади них Барзах (т.е. преграда) до дня, в который их воскресят".
Таким образом, жизнь человека начинается его рождением и продолжается вечно.
Во-вторых: Воскресение, о котором говорится в божественных религиях, означает то, что вечная жизнь человека строится на основании его деяний в этом мире. Этот мир является пристанищем, в котором человек сам добровольно выбирает путь своей жизни. Путь, избранный им в этой жизни, в масштабе божественных доказательств (разума и откровения), на основании искреннего или нечистого намерения, определяет, какая будет его вечная жизнь.
Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним!) изволил сказать: "[Воистину, Аллах] установил этот мир местом для деяний, и установил Последний мир местом для воздаяния и вечного пребывания".
Загробная жизнь является воплощением деяний человека в этом мире.
"Кто бы ни совершил добро - [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него. Кто бы ни совершил зла - [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него".
Конечно, Божественная милость и благодать может стать результатом доброго деяния, за которое Всевышний может воздать человеку в стократной мере.
" Тому, кто придет [на Суд Божий] с деянием добрым, воздастся десятикратно".
Единство и мудрая целенаправленность мира
С монотеистической точки зрения, весь мир бытия создан Единым Богом и управляется только Его волей. Богом, Который является Всезнающим, Наимудрейшим, Правдивым и Доброжелательным. Все это говорит о мудром единстве бытия, управляемом нравственным порядком, поэтому праведные и неправедные деяния влияют на жизнь человека в этом и следующем мире.
В Исламе уделяется много внимания на господство мудрого единства в мире, поэтому, любой проект, который создается для исправления духовной жизни человека, является проектом, упорядочивающим его индивидуальную и социальную жизнь. Каждое указание Ислама, относящееся к материальной жизни человека, имеет нравственные, идеологические и моральные основы. Это - божественная Сунна.
Другие материалы по теме
|