4 суннитские правовые школы

Общий вывод

После того как мы рассмотрели 4 основные суннитские правовые школы, нам стало ясно, что они не имели каких-либо особых заслуг, но распространялись посредством государственного аппарата халифата. Именно политика стала причинной того, что мазхабы ограничились только этими четырьмя, не больше и не меньше этого. Эти 4 правовые школы были избранны среди сотен других т.к. они наилучшим образом удовлетворяли политические пристрастия халифов. Представители этих мазхабов были наиболее уважаемыми и высокопоставленными личностями в обществе. В период правления аббасидов был выдан указ о том, что никто более не  имеет права давать фетвы и религиозные заключения, выходящие за пределы этих школ. Другими словами, были запрещены все правовые течения. В частности Ахмад Амин пишет: «Неправедные правители играли наиболее существенную роль в распространении и сохранении 4 мазхабов. Обычно если правители выказывали признательность, какому-либо из 4 мазхабов, это было указанием следовать этому мазхабу, и люди слепо повиновались. Так продолжалось до тех пор, пока не менялось правительство, затем приходило новое с новыми политическими пристрастиями» («Зухур аль Ислам» том 4 стр. 96). Если посмотреть реально, то нет вообще никаких оснований следовать этим 4-м мазхабам.

Всевышний превыше того, чтобы оставить своих рабов без руководства. Господь приказал Своему посланнику сообщить людям о необходимости повиновения и следования во всём пророческому роду. Однако, как известно, Ахл аль Байт выступали всегда против тагута и неправедной власти. Правители поэтому искали такие законы и принципы, которые отдаляли бы людей от Ахл аль Байт (мир им!). Невежественные народ следовал тому, что им говорили правители и их служители. Всё это делалось для того, чтобы препятствовать распространению учений и идей семейства пророка, которые были и есть единственные, кому по праву принадлежит власть в исламском обществе.

Необходимо отметить, что пророческий род не нуждался в легитимности своих прав в помощи каких-либо правителей и халифах, как в этом нуждались 4 суннитские правовые школы. Достаточно высказывание посланника Аллаха: « Я оставляю среди вас две ценные вещи, книгу Аллаха и мой род. Они не разделятся, и у источника присоединятся ко мне». Что касается шиитов, то они последовали приказу и призыву посланника Аллаха Мухаммада Мустафы (да благословит его Аллах и его семейство!) и повиновались приказам и указаниям пророческого рода. Шииты берут свои убеждения, свои принципы права (шариат) от пророческого рода, они никогда не противились их указам и следовали во всём их традиции. Шииты не выводили свои мнения пред мнением семейства посланника Аллаха, они не нуждались в фетвах кого-либо, когда рядом были Ахл аль Байт. Шииты брали фетвы от тех, хадисы которых непосредственно восходят к их предку посланнику Аллаха.

 Фикх шиитов

Шииты брали фикх непосредственно от имамов дома пророка (мир им!) до времени пока 12 имам Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) указал на то, каким образом необходимо брать указания по фикху. Его светлость имам Аскари сказал: «Люди могут следовать такому факиху, кто обуздает свою душу, сохранит свою религию, борется со своими страстями и повинуется своему покровителю» («Васаил аш ши’а» том 27. стр. 131).

Таким образом, врата иджтихад в шиитском праве были открыты.

В  книге «Масаил аль Исламийя» приводится:

«Положение первое: «Вера мусульман в основы религии должны строиться на основании доводов и логики, нельзя следовать в основах религии образцу подражания. Что касается второстепенных вопросов веры, то здесь необходимо следование «таклид», так как только муджтахид может правильно выводить практические заповеди, опираясь на Коран и сунну.

Мусульманин не может совершать «таклид» (подражание) в «усул-уд-дине» (духовных основах религии). Каждый сам должен достичь убежденности в его содержании. А во второстепенных вопросах Ислама - «фуру-уд-дине» (практической части религии) человек или сам должен быть муджтахидом (то есть уметь толковать религиозные положения) и действовать согласно своему убеждению, либо должен делать «таклид» муджтахиду, таким образом, как люди не информированные следуют специалистам.

А также могут соблюдать предосторожность, то есть так выполнять свои деяния, чтобы чувствовать себя уверенным в исполнении своих обязанностей».

Положение 4.

Несколькими способами можно осведомиться о фетве муджтахида:

1. слышать от самого муджтахида или видеть рукопись;

2. видеть сборник фетвы муджтахида, заслуживающий доверие;

3. слышать от лица, заслуживающего доверие;

4. известность среди людей, что является причиной достоверности

Положение 5.

Разрешается продолжать следовать умершему муджтахиду. Кроме того, если по степени учености, он превосходит, то следовать ему обязательно, при условии, что ранее совершал свои деяния согласно его фетве.

Положение 6.

Не разрешается начинать следовать фетве муджтахида, который умер, каким бы он ни был ученым, согласно обязательной предосторожности.

Положение 7.

Человек должен изучить или, согласно предосторожности, знать положения, в которых он обычно нуждается.

Положение 8.

Если человек, который был обязан делать «таклид», какое то время выполнял свои религиозные обязанности без следования муджтахиду, то они действительны, если соответствуют фетве муджтахида, которому человек начал следовать. Но, если не соответствуют, то нужно возмещать богослужения. Конечно же, при условии, что его муджтахид считает обязательным возмещение долга этих богослужений.

Положение 9.

При изменении решения («фетвы») муджтахида, необходимо действовать согласно его новой фетве. Но, деяния, которые выполнялись в соответствии с прежней фетвой, считаются верными, восстановление их необязательно. Также, если перейдет от одного муджтахида к другому, восстановление прежде выполненных деяний, необязательно.

Положение 10.

Если два муджтахида равны по степени учености, то человек может следовать некоторым положениям одного из них, или другим - второго.

Ниже мне бы хотелось привести некоторые книги шиитов по фикху.

1. «Васаиль аш Ши’а» в 20 томах автор Хурр Амули

2. «Мустадрак аль Васаиль» 18 томов, автор: Нури Табарси (эта книга «фикх истидлали» – т.е. каждый вопрос фикха непосредственно с доводом из Корана и хадисов).

3. «Джавахир аль Калам». Автор Мухаммад Хасан Наджафи. Книга в 42-х томах.

4. «Хадаик ан Назара» Шайх Юсуф Бахрани. Книга в 25-ти томах.

5. «Мустамсак аль Урват аль Вуска» Сейид Мухсин Табатабаи, в 14 томах.

6. «Мавасик аль Фикхийя» грандиозный труд в 110 томах. Включает различные области права, как коранические права, касательно правления, общественной и частной жизни.

7. «Фикх ас Садык» в 30 томах.

8. Книга «Салсалат янабиа аль фикхийя». В 30 томах.

Back Next