4 суннитские правовые школы

Абу Ханифа

Его звали Ну’ман  ибн Сабит, он родился в 80 году по лунной хиджре, в период правления Абд аль Малика ибн Марвана. Абу Ханифа скончался в 150 году в Багдаде. В период Хаджаджа он жил в Куфе, который в тот период был крупнейшим культурным центром Ислама. В Куфе проводились множество научных собраний, давались уроки по различным научным отраслям Ислама. Именно в тот период начали происходить различные разногласия между мусульманами по некоторым вопросам права, методологии права, фикха, убеждений, политики. Абу Ханифа проявил себя как знаток права. Он был учеником Хаммада ибн Абу Сулаймана. После смерти последнего Абу Ханифа приступил к преподавательской деятельности. Постепенно его имя стало известным, он приобрел популярность и за пределами Куфы.

Помимо Хаммада он учился у других учёных своего времени таких как А’та ибн Рибах в Мекке, Нафе ибн Умар в Медине, и многие другие. Однако больше времени он был учеником Хамада. Также он приводит предания от имамов Бакира и Садыка (мир им!)

Фикх1Абу Ханифы

Непосредственно полного фикха самого Абу Ханифы не сохранилось. Четыре его ученика собрали и упорядочили фикх Абу Ханифы, таким образом, укрепив и распространив его среди мусульман. Это были Абу Юсуф, Зуфар, Мухаммад ибн Хасан Шайбани и Хасан ибн Зияд Лу’луи. Среди всех учеников наиболее ярко и последовательно проявил себя как распространитель идей Абу Ханифы Абу Юсуф ибн Якуб ибн Ибрахим. Он получил от правителей того времени разрешение на распространение этого мазхаба. Абу Юсуф был главным судьёй при аббасидских халифах Махди, Хади, и Рашид. Используя его, аббасидские халифы принялись распространять этот мазхаб в своих политических интересах.

Ибн Абд аль Бирр в частности пишет: «Абу Юсуф был «казий кузат», главным судьёй в период трёх аббасидских халифов (Махди Аббаси, Хади и Рашида). В период правления Харуна Рашида, Абу Юсуф получил большие привилегии, именно поэтому ему удалось максимально повлиять на распространение мазхаба ханафи» («аль Интика» ибн Абд аль Бирр стр. 5).

Другим учеником Абу Ханифы был Мухаммад ибн Хасан Шайбани. Его произведения являются основным образцом, на который равняются другие при написании фикха ханафи.

Шайбани, помимо того, что был учеником Абу Ханифы, он учился у Сури, У’заи и Малика. Он как и его учитель Абу Ханифа часто применял «кияс» при решении каких-либо проблем права.

Что касается Зуфара ибн Хазиля, то это был самый старый ученик Абу Ханифы. Он, главным образом, распространял мазхаб устно, вел дискуссии и т.д. В период Абу Ханифы он был судьёй в Басре.

Основная критика  Абу Ханифы его оппонентами состояла в том, что ханафиты следуют киясу. В частности в книге: «Укд аль Фарид», на странице 408, приводится, что Мусавир сказал относительно Абу Ханифы: «Мы не имели проблем в религии, до времени пока не пришил люди кияса. Они оставили базары, ибо он не давали им расцвета, и теперь они приступили к высказыванию своего мнения (ра’и) в вопросах фикха».

Говорят, что сам Абу Ханифа пришёл к Мусавиру и сказал: «Я слышал, что ты плохо отзываешься о нас, но мы тебе дадим денег и тем самым вызовем твоё довольство». После этого Мусавир сказал: «Люди для разрешения своих проблем требовали от нас кияса, и  мы предоставляли им фикх Абу Ханифы. Если факих услышит об этом киясе, то несомненно примет его как должное».

Ахл аль Хадис противопоставляли ханафитам хадисы и аяты Корана.

Удивительно, что те, кто  упорядочил этот мазхаб, не были прямыми последователями Абу Ханифы, именно поэтому по какому-либо вопросу существует в этом мазхабе более пяти различных мнений: Абу Ханифы, Зуфара, Абу Юсуфа, Мухаммада ибн Хасана Шайбани, и Хасана ибн Зияда Лу’луи.

«Некоторые ханафитские учёные стремились «подогнать» различные мнения ханафитов по одному вопросу к мнению самого Абу Ханифы, однако, это у них не получилось. Так, например Абу Юсуф в книге «Харадж» приводит мнение Абу Ханифы, затем приводит своё мнение, полностью противоречащее мнению Абу Ханифы, кроме того, приводит причины того, почему он противоречит мнению своего учителя.  Во многих местах он приводит сначала мнение Абу Ханифы, затем приводит свое мнение, или же мнение Аби Лейли предпочитает мнению Абу Ханифы. Мухаммад ибн Хасан Шайбани также следует методу Абу Юсуфа2, следовательно, с большой натяжкой можно назвать мазхаб ханафи мазхабом самого Абу Ханифы. Следовательно, предельно ясно, что многие ученики, такие как Шайбани, Абу Юсуф, после того как получили доступ к хиджазским хадисам3, изменили свой мнение по многим вопросам и отошли от мнения Абу Ханифы.  Т.е. они не были его абсолютными последователями» (Худри «Тарих ат ташри’и аль Ислам» стр. 172, 173).

Т.о. мазхаб ханафи распространился учениками непосредственно при поддержке правящего аппарата. Большую роль в этом сыграла личность Абу Юсуфа одного из видных деятелей халифатского двора особенно при Харуне Рашиде.

Из всего выше сказанного можно с уверенностью заключить, что мазхаб хананфи - это школа группы факихов, каждый из которых представлял собой независимое от другого направление, но не в коем случае это школа не является исключительно детищем Абу Ханифы.  Что касается того, что ханафиты стараются различные мнения подогнать под мнение Абу Ханифы, то это не имеет никакой существенной и реальной основы.

Критические замечания метода Абу Ханифы

Если в сторону оставить мнения и исторические сведения фанатично преданных Абу Ханифе историков и исследователей и посмотреть на мнение справедливых, непричастных к этому мазхабу людей, можно проследить, что сам Абу Ханифа был близок к идеологии зандиков4, некоторые считали, что его убеждение - «фасид»5.

Приводится, что Суфиан Сури, Шарик, Хасан ибн Салих и ибн Аби Лайли собрались и послали за Абу Ханифой своего человека, чтобы он ответил о человеке, который совершил убийство своего отца и прелюбодействовал со своей матерью. Абу Ханифа сказал, что это мусульманин. После чего ибн Аби Лайли сказал: «После этого от Абу Ханифы никакое свидетельство не принимаю». Суфиан Сури сказал: «Я не буду с ним более говорить» («Абу Ханифа – Мухаммад Абу Зухри» стр.5)/p>

Ибн Абд аль Бирр говорит: «Среди тех, кто противостоял Абу Ханифе был Мухаммад ибн Исмаил Бухари. Он в частности в книге «ад Ду’афа ва аль Матрукун»6 пишет: «Абу Ханифа Ну’ман ибн Сабит Куфи. На’им ибн Хаммад передаёт от Яхьи ибн Саида Муаз ибн Муаза, что они рассказывали, что: «мы слышали от Суфиана Сури, что он сказал: «Два раза Абу Ханифу призывали, чтобы он покаялся в неверии и обратился к Исламу. Наим Фарази говорит: «Я был рядом с Суфианом ибн Айнийя, когда нам сообщили о смерти Абу Ханифы. Суфиан сказал: «Он был тем, кто рушил Ислам, основу за основой. Страшнее него наверно ещё никто не родился в Исламе» («Аль Интика» ибн Абд аль Бирр стр. 150)

Ибн Джаруд пишет: «Хадисы, приведённые Абу Ханифой, воображение и сочинение его самого» (С.м. «ад Ду’афа ва аль Матрукун».)

Вакийа ибн Джаррах говорит: «Мы видели более двухсот хадисов посланника Аллаха, в разрез которым поступал Абу Ханифа».

«Ибн Мубараку сказали: «Люди говорят, что ты следуешь мазхабу Абу Ханифы?». На что он ответил: «Не всегда бывает, так что слова людей оказываются правильными. Когда я ходил к Абу Ханифе, то не знал его. Но когда узнал, то оставил его («Аль Интика» ибн Абд аль Бирр стр. 151)».

Предельно видно, что это - мнение тех, кто не придерживался чьей-либо стороне, т.е. ни за, ни против Абу Ханифы. Здесь мы стремились привести мнения тех, кто сторонился более или менее фанатической не приязни и говорил не по пристрастию.


1. Фикх – Общие принципы исламского законодательства, включающие вопросы судопроизводства, общественной и частной жизни мусульман.

2. Если бы различные мнения были бы мнением самого Абу Ханифы это было бы видно из работ его учеников, которые ясно указывали на различность своих мнений с мнением своего учителя.

3. Имеется виду предания, полученные ими  из Хиджаза, и мединской школы в частности.

4. Секта, придерживающаяся только внешнего смысла религии отрицающая некоторые особенности пророческой миссии.

5. Фасид – нечестивая, развратная, далёкая от истины.

6. В этой книге Бухари собрал тех из передатчиков хадисов, которые не являются надёжными в передаче хадисов.

Back Next